Вопрос 3. Системный подход к менеджменту

 

1. У теории систем технико-математическое происхождение. Приверженцы системного подхода смотрят на организацию как на слож­ную систему, состоящую из подсистем, которые в свою очередь представляют собой также сложные системы. Применение теорий систем в менеджменте в конце 50—х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — особый способ мыш­ления по отношению к организации и управлению. Системный подход — методология исследования объектов как систем.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозави­симых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характери­стики целого. Система организации состоит из двух составляющих: внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих про­цесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя струк­тура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Системы делят на два основных типа закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее дей­ствия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. От взаимодействия подсистем возникает полезный синергетический эффект. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации. Системная оптимизация изменение параметров управляемой системы (пред приятия), приближающее множество Парето к множеству желаемых состояний предприятия. Системная оптимизация также — планирование, включающее в себя модификацию подсистем с целью лучшего достижения поставленных целей.

2. Системами, состоящими из комплекса взаимосвязанных объектов, являются: народное хозяйство, отрасль промышленности, предприятие, цех, участок.Все организации являются системами.
Как единую сложную систему, можно рассматривать всю деятель­ность предприятия, которая состоит из сети подчиненных, менее сложных систем.

Теория систем объясняет, почему ни одна из школ управле­ния, несмотря на многие достоинства, не смогла обосновать полностью успешное управление организациями. Каждая из школ обращала внимание на одну из подсистем организации, совершенно правильно разрабатывала законы ее развития, но не обращала внимания ни на остальные подсистемы предпри­ятия, ни на их взаимосвязанность. Поведенческая школа зани­малась социальной подсистемой, школы научного управления — техническими, ни одно из научных направлений не изучало воздействие среды на организацию. Вместе с тем сложными сис­темами являются и комплексы функций, виды деятельности, осуществляемые на предприятиях.

3. Производственные системы особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги. Любая фирма является сложной самоорганизующейся системой.

Самоорганизация — свойство приобретать пространственную, вре­менную, функциональную или иную структуру без специфического воздействия извне.

В процессе взаимодействия с внешней средой в организацию по­ступают: информация, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.

Осуществляя в соответствии со своими целями, хозяйственную, экономическую, научную деятельность, организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в товары, работы или услуги. Эта про­дукция, работы и услуги являются выходами организации, ре­зультатами, выносимыми в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в процессе преобразования образуется добавочная стоимость входов. Помимо прямо преобразованных из входов появляются многие дополнительны выходы, такие как прибыль, увеличение конкурентоспособное продукции, доли этой продукции и предприятия в целом на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.