Вопрос 2. Современные школы менеджмента

 

 

1. Появление новых научных разработок пробудило к жизни новые возможности, в плане исследования операций, что послужило толч­ком для формирования школы науки управления (1950 г.). Первона­чально исследование операций сводилось к разработке способов ко­личественного анализа задачи, как целого, без выделения ее частей. Исследование операций это применение методов научного исследо­вания к операционным проблемам организации.

В школе науки управления широко применяется модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая эту ре­альность, облегчающая понимание ее сложностей. Для подробного анализа и описания после создания модели переменным задаются количественные значения.

Ключевой характеристикой науки управления является замена сло­весных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать мо­дели возрастающей сложности. Такие модели, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития выстроены сегодня в различных вариантах и просчитаны значения переменных, влияющих на них.

2. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.

При формировании решений часто приходится сравнивать критерии, которые трудно поддаются формализации, например:

• доля рынка;

• степень новизны продукции;

• тип конкуренции (в сфере цены, качества, сервиса).

При этом бывает сложно формализовать все критерии и свести их к деньгам. Возникает потребность:

• оценить и сравнить критерии;

• дать интегрированную оценку и сравнения по совокупности кри­териев.

3. Несмотря на общее развитие науки управления, научные принципы и практика применения управленческих подходов в настоящее время различны в разных странах.

Таблица

 

Объект сравнения США Япония
Характер решений Индивидуальный Коллективный
Преобладающие цели Тактические Стратегические
Разграничение обязанностей и полномочий Четкое Расплывчатое
Специализация работника Узкая Широкая, со знанием смежных сфер
Ответственность Индивидуальная Коллективная
Приверженность работника Профессии Фирме
Оценка и продвижение Быстрые Медленные
Разделяемые ценности Индивидуальные Коллективные
Направленность руководства   На индивида На коллектив
Идеал менеджера Лидер, сильная личность Координатор, Мозговой центр
Способы контроля Руководителем по индивиду­альным количественным показателям Коллективно по совместно выработанным качествен­ным критериям
Отношения с подчиненными Формальные Неформальные
Обусловленность карьеры Личными результатами Коллективными достиже­ниями, возрастом, стажем
Структура управления Жесткая, формализованная Гибкая
Оплата труда По индивидуальным результатам По коллективным результатам, возрасту и стажу
Найм Краткосрочный Пожизненный