Вопрос 2. Современные школы менеджмента
1. Появление новых научных разработок пробудило к жизни новые возможности, в плане исследования операций, что послужило толчком для формирования школы науки управления (1950 г.). Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи, как целого, без выделения ее частей. Исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
В школе науки управления широко применяется модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. Для подробного анализа и описания после создания модели переменным задаются количественные значения.
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности. Такие модели, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития выстроены сегодня в различных вариантах и просчитаны значения переменных, влияющих на них.
2. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.
При формировании решений часто приходится сравнивать критерии, которые трудно поддаются формализации, например:
• доля рынка;
• степень новизны продукции;
• тип конкуренции (в сфере цены, качества, сервиса).
При этом бывает сложно формализовать все критерии и свести их к деньгам. Возникает потребность:
• оценить и сравнить критерии;
• дать интегрированную оценку и сравнения по совокупности критериев.
3. Несмотря на общее развитие науки управления, научные принципы и практика применения управленческих подходов в настоящее время различны в разных странах.
Таблица
Объект сравнения | США | Япония |
Характер решений | Индивидуальный | Коллективный |
Преобладающие цели | Тактические | Стратегические |
Разграничение обязанностей и полномочий | Четкое | Расплывчатое |
Специализация работника | Узкая | Широкая, со знанием смежных сфер |
Ответственность | Индивидуальная | Коллективная |
Приверженность работника | Профессии | Фирме |
Оценка и продвижение | Быстрые | Медленные |
Разделяемые ценности | Индивидуальные | Коллективные |
Направленность руководства | На индивида | На коллектив |
Идеал менеджера | Лидер, сильная личность | Координатор, Мозговой центр |
Способы контроля | Руководителем по индивидуальным количественным показателям | Коллективно по совместно выработанным качественным критериям |
Отношения с подчиненными | Формальные | Неформальные |
Обусловленность карьеры | Личными результатами | Коллективными достижениями, возрастом, стажем |
Структура управления | Жесткая, формализованная | Гибкая |
Оплата труда | По индивидуальным результатам | По коллективным результатам, возрасту и стажу |
Найм | Краткосрочный | Пожизненный |