Организация радиолокационного наблюдения и обработки радиолокационной информации

Действия при прослушивании туманного сигнала и при сближении на расстояние меньше радиуса опасной зоны

При прослушивании туманного сигнала другого судна с направления, которое, по-видимому, находится впереди нашего траверза (за исключением случаев, когда установ­лено, что опасности столкновения нет), надлежит умень­шить ход до минимального, достаточного для удержания на курсе. При необходимости следует остановить движе­ние (Правило 19).

Ввиду больших значений тормозного пути у крупных кораблей наиболее целесообразно, в рассматриваемой си­туации дать задний ход и погасить инерцию переднего хода. Не следует пытаться уточнить направление на источ­ник звука и расстояние до него ввиду возможности гру­бых ошибок. В любом случае надлежит «следовать с край­ней осторожностью, пока не минует опасность столкно­вения».

Аналогичные действия должны быть предприняты и на корабле, где встречное судно наблюдается на экране радиолокатора впереди траверза и с ним допущено чрез­мерное сближение (на дистанцию меньше радиуса опас­ной зоны). Такое чрезмерное сближение может произойти в результате ошибок в расчетах на расхождение или ма­неврирования встречного судна.

Радиолокационное наблюдение в условиях ограничен­ной видимости ведется непрерывно. Первоначальное на­блюдение производится на шкале крупного масштаба (3 или 5 миль), затем индикатор переключается на 15-миль­ную шкалу. Для обнаружения мелких целей периодически производится просмотр горизонта на шкале крупного масштаба. Следует иметь в виду, что некоторые гидро­метеорологические явления — снежный заряд, ливень, гу­стой туман — могут понизить дальность радиолокацион­ного обнаружения, а наличие помех на экране, например в свежую погоду, затрудняет выявление и классифика­цию целей. Ориентировочные дальности обнаружения не­которых объектов навигационными РЛС с высотой ан­тенны 15 м при отсутствии помех приведены в след. таблице.

 

ТАБЛИЦА 18.1. ДАЛЬНОСТЬ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ НАВИГАЦИОННЫМИ РЛС С ВЫСОТОЙ АНТЕННЫ 15 М


 

Информация, получаемая с помощью радиолокатора, должна быть полной. «Предположения не должны де­латься на основании неполной информации, и особенно радиолокационной» (МППСС, Правило 7 п. «с»). В усло­виях малой видимости нельзя ограничиваться только на­блюдением за встречными целями на экране радиолока­тора, т. е. измерением пеленгов и дистанций. Следует ве­сти радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объек­тами.

Большинство современных радиолокаторов воспроиз­водит относительное перемещение эхо-сигнала встречного судна, что недостаточно для всесторонней оценки обста­новки. Радиолокатор, имеющий режим истинного движения, более удобен для грубой оценки обстановки, но так­же не в состоянии обеспечить командира корабля (штур­мана, БИП) полной информацией, необходимой для вы­полнения маневра на расхождение.

Понятие «полнота радиолокационной информации» включает:

— непрерывное наблюдение за встречным судном и знание его относительного положения, т. е. пеленга и ди­станции до него;

— наличие данных о характере движения встречного судна: о его курсе, скорости и их изменении;

— знание кратчайшего расстояния, на котором прои­зойдет расхождение со встречным судном, и времени сближения до него.

Такая информация может быть получена по истечении некоторого времени после обнаружения встречного суд­на в результате ручной или автоматической обработки серии пеленгов и дистанций. Автоматическая обработка и выдача информации в указанном объеме возможны при наличии в комплекте радиолокатора вычислительного устройства.