Особенности организации ГКП — ходового мостика, командных пунктов БЧ-1 и РТС

Подготовка корабля к плаванию в малую видимость

ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

ТЕМА 13. УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕМ В УСЛОВИЯХ

Ограниченной или малой видимостью в морской прак­тике считаются условия, когда в результате тумана, мглы, снегопада, сильного ливня и других атмосферных явлений днем или ночью дальность визуальной видимости составит менее двух миль.

Не менее чем за 2 мили до подхода к полосе огра­ниченной видимости, а также с уменьшением видимости до указанных пределов на корабле предпринимается ряд мер для обеспечения безопасности плавания:

— в соответствии с обстановкой повышается степень боевой готовности (особенно ГКП, БЧ-1 и РТС);

— производится герметизация корпуса корабля или проверяется ее качество; технические средства изготав­ливаются к борьбе за живучесть;

— скорость корабля уменьшается до безопасной, соот­ветствующей новым условиям плавания (это понятие бу­дет рассмотрено ниже);

— машины изготавливаются к немедленному маневру, т. е. к даче заднего хода;

— независимо от времени суток производится включе­ние ходовых огней;

— начинается подача звуковых сигналов в соответст­вии с Правилом 35 МППСС:

— усиливается зрительное и слуховое наблюдение, для чего выставляются дополнительные наблюдатели на сигнальном и ходовом мостиках и опытный впередсмот­рящий на баке;

— при плавании вблизи навигационных опасностей место корабля уточняется всеми доступными способами, производится непрерывное измерение глубин эхолотом и оценка точности текущего места (в случае сомнений в точности знания места следует встать на якорь);

— приступают к обработке и анализу радиолокацион­ной информации (радиолокатор должен быть включен за­ранее, при первых признаках ухудшения видимости).

О предпринятых мерах (действиях) докладывают на ГКП, и они фиксируются в вахтенном журнале.

В условиях ограниченной видимости командир кораб­ля должен находиться на ходовом мостике и использо­вать для управления кораблем данные (расчеты) штур­мана, боевого информационного поста (БИП), сигнально-наблюдательных постов, вахтенного офицера и личные на­блюдения за обстановкой с помощью ВИКО радиолока­тора. Основные действия командира корабля:

— назначить величину безопасной скорости;

— определить место корабля при наличии сомнений в его правильности;

— на основе поступающей информации и личных на­блюдений оценить обстановку в районе плавания;

— принять решение на расхождение со встречным судном (назначить дистанцию и борт расхождения) или утвердить рекомендации БИП и штурмана при расхож­дении с несколькими целями одновременно;

— контролировать эффективность маневра на расхож­дение и принять новое решение в случае изменения кур­са и скорости цели.

Вахтенный офицер осуществляет непрерывный конт­роль за организацией технического, зрительного и слу­хового наблюдения и правильностью подачи звуковых (туманных) сигналов. Изменения окружающей обстанов­ки, курса, скорости хода и другие факторы, имеющие значение для безопасности плавания, должны немедленно вноситься в вахтенный журнал.

В условиях ограниченной видимости по решению ко­мандира корабля БИП приводится в боевую готовность № 1. Его деятельностью руководит лично начальник ра­диотехнической службы. По данным радиолокатора в по­сту навигационной прокладки и в БИП производится оп­ределение элементов движения цели (встречного кораб­ля, судна), кратчайшего расстояния, на котором прои­зойдет расхождение с ней, расчет маневра для расхож­дения согласно решению командира корабля, а также контроль за его выполнением. При обнаружении несколь­ких целей они нумеруются. В первую очередь вы­полняются расчеты по расхождению с кораблями и су­дами, с которыми возможно сближение на дистанцию меньше радиуса опасной зоны.