МАНЕВРИРОВАНИЕ ПРИ СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА, УПАВШЕГО ЗА БОРТ

ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕМ ПРИ СПАСЕНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА ВОДЕ

Стоянка во льду с отдачей и без отдачи якоря

Стоянка на якоре допускается только во льдах на­чальных стадий, а также в редких и разреженных льдах более поздних образований. При стоянке во льду следует установить постоянное наблюдение за дрейфом льда. Сплочение дрейфующего льда намного увеличивает на­грузку на якорную цепь и может привести к дрейфу корабля или обрыву якорной цепи. На корабле устанав­ливается повышенная готовность к походу, якорная цепь вытравливается не более чем на 1,5—2 глубины места постановки. С увеличением дрейфа льда и его сплочен­ности надо уходить в более безопасный район.

Для стоянки корабля без отдачи якоря можно исполь­зовать поля неподвижного льда или береговой припай. Во время стоянки в неподвижном льду необходимо сле­дить за его состоянием и поддерживать пробитый ка­нал, чтобы всегда иметь возможность выхода.

Во всех случаях продолжительной стоянки во льдах и в условиях низких температур на кораблях должны при­ниматься меры против обмерзания подводной части:

— периодически проворачивать гребные винты;

— перекладывать руль;

— отеплять (обогревать) трюмы;

— в необходимых случаях производить околку кор­пуса.

 

 

К выполнению маневра по спасению человека, упавше­го за борт, должен быть подготовлен каждый офицер, допущенный к самостоятельному несению ходовой вахты.

«В случае падения человека за борт командир кораб­ля в мирное время принимает все меры к спасению упав­шего за борт и покидает район только после того, как полностью исчерпает меры спасения упавшего. В воен­ное время он действует сообразно с обстановкой»(1).

При падении человека за борт (с получением доклада об этом) командир корабля (вахтенный офицер) выпол­няет следующие действия:

— начинает маневрирование для спасения человека;

— приказывает сбросить спасательные средства;

— оповещает остальные корабли соединения, для чего использует следующие сигналы:

а) днем —на ноке рея того борта, с которого упал человек, поднимает флаг «Ч», приспускает Военно-мор­ской флаг до половины и дает ряд коротких гудков;

б) ночью при плавании с огнями — передает знак буквы «Ч» красным светом и свои позывные белым светом;

в) ночью при плавании без огней — кроме перечислен­ного в пункте «б» включает ходовые огни;
г) в тумане — передает звуковой сигнал «Ч» и свои позывные. Сигнал «Ч» передается в первую очередь на сзади идущий корабль, а затем «по линии», по кратчай­шему расстоянию до флагмана;
— объявляет по корабельной трансляции: «Человек за бортом справа (слева)», организует на мостике на­блюдение за упавшим человеком, для чего назначает специального наблюдателя из сигнальщиков; в ночное время для освещения места падения включаются про­жекторы; отдает приказание подготовить спасательную шлюп­ку к спуску.

Характер маневрирования определяется временем, прошедшим с момента падения человека за борт, гидро­метеорологическими условиями плавания, величиной сво­бодной акватории. Спасение упавшего за борт может быть выполнено как с помощью спасательной шлюпки, так и подходом к человеку непосредственно корабля.

Маневрирование со спуском спасательной шлюпки вы­полняется при благоприятных гидрометеорологических условиях, своевременном обнаружении падения человека за борт и нахождении его в пределах видимости с ко­рабля. В остальных случаях используются способы по­луповорота с выходом на контркурс и циркуляции на рассчитанный угол.

1 Способ циркуляции со спуском спасательной шлюпки

Корабль с помощью одной машины внешнего борта совершает циркуляцию в сторону борта, с которого упал человек (рис. 13.1). С приходом корабля на обратный курс и последующим приведением человека на носовые курсовые углы стопорится машина и гасится инерция переднего хода. Спуск спасательной шлюпки производит­ся на умеренной инерции переднего хода 4—5 уз (§ 13.3).