Особенности постановки на швартовы и съемки со швартовов в ледовых условиях

ШВАРТОВКА И СТОЯНКА КОРАБЛЯ НА ЯКОРЕ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

Правила для судов, проводимых ледоколами через лед

Указанные Правила ежегодно объявляются в выпу­ске № 1 «Извещений мореплавателям» ГУ МО.

При проводке ледоколом командир корабля в вопро­сах, касающихся плавания во льду, подчиняется капи­тану ледокола (§ 5 и 12 Правил). Перед ответственной проводкой капитан ледокола обычно собирает и инструк­тирует командиров (капитанов) кораблей (судов) кара­вана. Во время проводки взаимная информация о своих действиях и передача приказаний капитана ледокола производится звуковой и визуальной сигнализацией и по радио (§ 23.6).

При движении во льду проводимый корабль должен следовать строго в кильватер ледоколу (впереди идущему кораблю), не выходя из пробитого канала. При встре-че с крупной льдиной необходимо стопорить ход и при­нимать ее удар на форштевень. Повороты должны вы­полняться без выхода из капала, с соблюдением тех же правил и рекомендаций, что и при самостоятельном пла­вании. Обгон во время проводки запрещен (§ 6 Правил).

Корабли должны удерживать свое место в караване и соблюдать установленные капитаном ледокола дистан­ции. Малые дистанции между кораблями требуют от ко­мандира корабля и всех членов экипажа, участвующих в управлении кораблем (рулевых, машинистов, мотори­стов и т. д.) повышенной внимательности и предельной слаженности действий. Организация мостика должна обеспечить немедленное принятие энергичных мер для предотвращения столкновения.

Следует предвидеть возможность резкого уменьшения скорости впереди идущего корабля (ледокола) и его за­стревания во льду. Поэтому каждый корабль всегда дол­жен быть готов немедленно дать задний ход (§ 7 Пра­вил). Если полностью погасить инерцию корабля дачей самого полного хода назад не представляется возмож­ным, следует одновременно направить форштевень в сторо­ну кромки канала во избежание удара в корму ледокола.

При вынужденной остановке каравана, например в случае застревания одного из кораблей, остальные не должны надолго останавливаться, так как канал затяги­вается льдом и постепенно замерзает. В таких случаях рекомендуется двигаться на небольшом участке канала вперед и назад или работать малым передним ходом на упор.

 

Самостоятельная швартовка корабля во льду возмож­на только при наличии слабого ледового покрова. Раз­ворот на месте с помощью машин, работающих «враз­драй», становится невозможным, ввиду того что лед прессуется и преодолеть его сопротивление трудно.

Подход для постановки на швартовы бортом следует производить под наиболее острым углом к причальной линии. При необходимости взламывают ледовый припай, затрудняющий подход к стенке вплотную. Нос корабля надо подводить к району постановки кормы. Носовой швартов протаскивается вперед и крепится на пал. Окон­чательная постановка корабля производится выборкой носового швартова шпилем с периодической работой ма­шин на передний ход. При этом нос корабля очищает место постановки от льдин, которые затем выносятся струей от винтов.

Швартовка кормой начинается с предварительной окол­ки места разворота корабля и отдачи якоря. Взлом льда кормой следует производить на небольшой инерции заднего хода, не задерживая якорную цепь. Перед полной остановкой корабля надо давать энергичный толчок ма­шинами вперед, струя винтовой отработки при этом по­могает взламывать лед. Маневр повторяется до тех пор, пока не будут поданы кормовые швартовы. Иногда во избежание повреждения винтов и руля следует сначала проделать во льду канал передним ходом. Затем корабль возвращается в точку отдачи якоря, разворачивается, от­дает якорь и следует кормой к стенке.

Если необходима кратковременная стоянка, например для приема топлива и воды, целесообразно подходить и швартоваться к стенке носом.

Когда состояние льда в гавани не допускает само­стоятельной швартовки кораблей, их маневрирование обеспечивается портовым ледоколом (буксиром).

Съемка с якоря и швартовов при стоянке кормой к стенке в ледовых условиях производится с помощью обычных приемов. Отход от стенки для корабля, стояще­го к ней лагом, представляет значительные трудности. Для обеспечения отхода привлекаются буксиры, которые производят околку корабля, отводят корабль от стенки и разворачивают носом на выход.