Некоторые приемы работы ледоколов

В тяжелых ледовых условиях для расширения канала во льду применяется метод «елочка» (рис. 9.1), когда ледокол наносит удары в лед с небольшим разворотом вправо и влево.

При проводке каравана этапами второй (вспомога­тельный) ледокол в сложном караване располагается сразу за ведущим ледоколом, который в этом случае не связан непосредственно проводкой каравана и оказывает помощь кораблям на наиболее тяжелых участках.

 


Рис. 9.1. Схема расширения канала методом «елочка»: а — прокладка двойного канала; б — прокладка тройного канала

 

В случае дрейфа или сжатия льда караван проводится методом «на откол» (рис. 9.2). Ледоколы идут параллель­ными курсами строем фронта или уступа под ветер в расстоянии 1—2 каб один от другого. Караван следует в кильватер наветренному ледоколу, канал от которого дольше остается чистым.

В случае застревания одного из кораблей каравана ледокол производит его околку. Если застрял корабль, идущий непосредственно за ледоколом, то обычно приме­няют способ околки кормой (на заднем ходу). При этом маневре, как правило, бывает достаточно, чтобы корма ледокола прошла за середину окалываемого корабля или наиболее широкую его часть.

Околка носом (на переднем ходу) применяется, когда взаимное положение застрявшего корабля и ледокола не позволяет производить околку кормой, а также при не­обходимости околки кораблей всего каравана. Маневр требует значительно больше времени и представляет большую опасность для проводимых кораблей, так как проход в непосредственной близости от них ледокола создает угрозу навала или повреждения льдинами. Окол­ку как кормой, так и носом обычно производят с подвет­ренной стороны. При этом корабль давлением ветра и льда со стороны наветренного борта сдвигается в пробитый ледоколом канал.

 


Рис. 9.2. Схема проводки каравана методом «на откол»


Эффект околки тем выше, чем ближе к борту проводимых кораблей маневрирует ледо­кол. Окалываемый корабль должен работать винтами, что предохраняет винты и руль от повреждений льди­нами.