ПОДГОТОВКА КОРАБЛЯ К ПЛАВАНИЮ ВО ЛЬДАХ

Проходимость льда

Проходимость льда определяется возможностью само­стоятельного плавания в нем корабля в зависимости от толщины, сплоченности и характера (прочности) льда. Для гражданских и вспомогательных судов ВМФ прохо­димость льда определяется обычно мощностью главных машин, для военных кораблей она зависит от прочности корпуса, толщины обшивки, формы обводов и наличия выступающего подводного оборудования.

Малые корабли и подводные лодки могут самостоя­тельно плавать во льдах начальных форм или в редком льду молодых форм (блинчатый лед, нилас), толщина которых не превышает 10 см. Морские тральщики, сторо­жевые корабли, эскадренные миноносцы и большие про­тиволодочные корабли могут плавать самостоятельно в сплошном льду толщиной до 10—12 см и в разреженном льду большей толщины, т. е. в арктических льдах до


ТАБЛИЦА 9.2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛЕДОКОЛОВ ММФ СССР И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ

 


5—6 баллов. Плавание в более тяжелых льдах возможно только под проводкой ледокола.

 

Успешность плавания во льдах в значительной сте­пени определяется тщательной к нему подготовкой. Перед длительным плаванием во льдах корабль должен пройти доковый осмотр. Особое внимание обращается на це­лость обшивки корпуса в районе переменной ватерлинии и на состояние форштевня. Все дефекты корпуса и штев­ней корабля должны быть немедленно устранены. В но­совых отсеках следует произвести дополнительное под­крепление набора аварийными брусьями («айс-бимса-ми»). Все водоотливные и осушительные средства долж­ны быть в исправности. В местах, где ожидается наибо­лее сильное давление льда (в носовом и кормовом отсе­ках и в районе мидель-шпангоута), следует сосредоточить дополнительный аварийный материал.

Приемкой всех видов запасов корабль приводится к полному водоизмещению. Создается дифферент на корму для большего заглубления руля и винтов. Высту­пающее за пределы корпуса оборудование (трубки лагов, обтекатели гидролокации, рули — успокоители качки) при плавании во льдах убираются. К приемным кингстонам главных и вспомогательных механизмов следует подвести пар и сжатый воздух для их обогрева и продувания. За­сорение кингстонов льдом является одной из распростра­ненных причин нарушения режима работы энергетической установки корабля вплоть до потери хода.

Целесообразна замена бронзовых винтов на времен­ные ледовые винты со съемными лопастями, изготовлен­ными из стали. Надежность ледовых винтов обеспечи­вается их прочностью и возможностью замены повреж­денных лопастей. Ледовые винты меньше обычных, что Дает возможность быстроходному кораблю уменьшить скорость до необходимого минимума.

При подготовке рулевого устройства следует учиты­вать, что нагрузка на него значительно возрастет из-за частой и резкой перекладки руля при лавировании во льдах, а также давления льда на баллер и перо руля, Незначительные дефекты рулевого устройства, оставленные без внимания, могут привести к выходу его из строя. На судах с обыкновенным рулем перо руля прикрепляют к корпусу цепями или стальными тросами.

На марсовой площадке или на другом возвышенном месте в носовой части корабля рекомендуется организовать наблюдательный пункт со средствами связи для наблюдения за льдами и выбора наиболее благоприятного пути. На ледоколах такой наблюдательный пункт («марс») оборудован стационарно.

На некоторых кораблях, обладающих недостаточной прочностью корпуса, перед проводкой во льдах за вре­мя стоянки в доке устанавливается ледовая «шуба», представляющая собой наружную деревянную обшивку в районе переменной ватерлинии, которая иногда покры­вается сверху листовым железом.

Все перечисленные мероприятия служат специально для подготовки корабля к плаванию во льдах и прово­дятся кроме обычных мероприятий, предусмотренных расписанием по приготовлению к бою и походу.

Подготовка к плаванию во льдах завершается изуче­нием ледовой обстановки и прогноза погоды и оконча­тельным выбором маршрута перехода. Ледовая инфор­мация поступает на корабли в виде карт ледовой обста­новки и по радио (гидрометеорологические сообщения — МЕТЕО). Во время плавания карты ледовой обстановки передаются на корабли с помощью фототелеграфной ап­паратуры, а в Арктике иногда сбрасываются с самолета в виде вымпела. Для тактической ледовой разведки (не­посредственного выбора пути следования) широко при­меняются корабельные вертолеты.

Курсы перехода следует выбирать в районах с более тонким и разреженным льдом. Важно знать не только фактическое состояние, но и прогноз погоды. Если по маршруту перехода встречаются участки чистой воды, курсы следует располагать через них. Льды всегда реко­мендуется обходить. Самый короткий путь через лед мо­жет оказаться самым продолжительным по времени.

Резкое понижение температуры и снегопады, особен­но при штилевой погоде, значительно ускоряют ледооб­разование, а дрейф (подвижка) льда в результате воз­действия ветра и течения может поставить корабль опасное положение. Вследствие сжатия льдов корабль может быть окончательно заблокирован ими и получить тяжелые повреждения корпуса.