Выбор курса и скорости в штормовых условиях. Штормование

Выбор курса и скорости корабля при плавании в тя­желых штормовых условиях должен свести до минимума воздействие на корабль ветра и волнения, обеспечить на­вигационную безопасность плавания и движение корабля в заданном направлении. В основу выбора курса и скорости должны быть по­ложены рассмотренные выше рекомендации, а при пла­вании в условиях шторма — расчеты с использованием универсальной диаграммы качки. Выполнение расчетов сводится к определению и сравнению величин периодов собственных продольных и поперечных колебаний корабля (Т2 и T1), кажущегося периода волны т', длины вол­ны X, высоты волны h и скорости ее распространения С Периоды собственных продольных и поперечных колебаний корабля могут быть взяты из корабельной документации по непотопляемости(1). Пример. Определить курс и скорость корабля при пла­вании в штормовых условиях во избежание тяжелой бортовой качки. Исходные данные: КПСГ = 330° (компасный пеленг следа гребней); λ=140 м; Т2=14 с. Решение (см. § 23.4). 1. Из центра диаграммы проводится направление ис­тинного меридиана, ориентированное относительно КПСГ. 2. Определяются значения τ1 и τ2 в секундах, харак­теризующие границы зоны тяжелой бортовой качки:

 


3. Через значение λ=140 м проводится горизонталь­ная линия. Через точки пересечения горизонтальной ли­нии с кривыми τ'1 и τ'2 проводятся вертикальные линии АА1 и ВВ1, которые и определяют зону тяжелой борто­вой качки. Вертикальная линия, проведенная через значение τ'/=14 = T2, характеризует наиболее тяжелую резонанс­ную качку (рис. 7.6). Подобным же образом может быть определена зона тяжелой килевой качки. Если конец вектора скорости (в масштабе диаграммы) находится на вертикальной прямой, характеризующей резонансную качку, корабль будет испытывать особенно тяжелую качку, для умень­шения влияния которой маневрируют курсом и ско­ростью(2). В тех случаях, когда изменение курса и скорости не приводит к желаемому результату, что особенно характерно для малых кораблей, необходимо прибегнуть к штормованию. Штормованием называется особый вид плавания, ког­да корабль вследствие сильного влияния волнения удер­живается на месте или сле­дует наиболее благоприят­ным курсом и небольшой скоростью относительно вет­ра и фронта волны.

 


Рис. 7.6. Определение зоны тяжелой бортовой качки


Наиболее распростране­ны следующие виды штормования: против волны, по волне, лагом к волне, в дрейфе без хода и на якоре. Штормование про­тив волны осущест­вляется прямо на волну или в пределах крутого бейдевинда левого или пра­вого борта. Штормование по волне осуществляется в пределах полного бакшта­га левого или правого борта. Штормование ла­гом к волне возмож­но только для больших ко­раблей, период собственных колебаний которых отли­чается от истинного пе­риода волны не менее чем на 40—45%. Штормование в дрейфе осуществляется с застопоренными машинами и закрепленным в диамет­ральной плоскости рулем. Оно может осуществляться как по волне, так и против волны. Для сохранения опре­деленного положения относительно фронта волны ис­пользуется штормовой якорь или вытравленная волоча­щаяся по грунту якорная цепь. К штормованию, стоя на якоре, прибегают, когда нель­зя использовать ни один из перечисленных выше спо­собов. Основными видами штормования следует считать штормование против волны и по волне. Выбор способа штормования определяется в каждом конкретном случае на основе соотношений элементов корабля и воздей­ствующих на него факторов с учетом личного опыта мо­реплавания. Избранный способ штормования должен обеспечить: — навигационную безопасность плавания; — максимальное уменьшение ударов волн и динами­ческих нагрузок на корпус корабля; — сведение до минимума заливания и забрызгивания верхней палубы; — исключение явления резонанса килевой и бортовой качки; — сохранение в максимальной степени корабельных запасов горючих и смазочных материалов.