Система органов обеспечения и управления навигационной безопасности плавания в ВМФ.

Аварийность кораблей, судов ВМФ, их В и ВТ является объективной реальностью жизни и деятельности ВМФ, определяемой накопившимися и своевременно не разрешенны­ми проблемами и противоречиями в строительстве, штатной организации, функционирова­нии ВМФ, обучении, воспитании личного состава и подготовке сил ВМФ на всех его иерар­хических уровнях, как комплекса больших и сложных многофункциональных динамических систем (БСМДС): корабль, соединение, объединение, флот, ЦОУ ВМФ.

Изучение обстоятельств и причин аварийных происшествий, особенно за продолжи­тельный период - 10-20 лет и более - позволяет выявить основные, наиболее характерные их причины. К примеру, в результате исследования аварийности в ВМФ за 20 лет с 1967 по 1986 годы удалось выделить устойчивые и наиболее вероятные причины, разработать меры во предупреждению аварийности, обеспечению безопасности плавания. Даже на корабле это не просто, так как он постоянно функционирует в системе: человек - корабль - среда.

В результате проведенных исследований была предложена и создана комплексная система предупреждения аварийности кораблей и судов ВМФ, главная цель которой объ ективное и полное определение и ликвидация причин аварийности.

В центре этой системы находится корабль как система нижнего уровня, где наиболее наглядно и проявляются причины аварийности.

Схематично это можно представить в виде такого рисунка: (СЛАЙД №3)

Было установлено, что любое аварийное происшествие с кораблем является событи­ем, подчиненным жестким причинно-следственным связям, хотя сами происшествия имеют случайный характер распространения во времени и в пространстве.

 

Причем, есть периоды и районы моря, где вероятность аварии возрастает. Это - про­ливы, подходы к портам, районы интенсивного судоходства, районы вблизи берегов и нави­гационных опасностей. Это - периоды осенне-зимних штормовых погод, опасных гидрометео явлений: туманов, обледенений, снегопадов и т.п., включая и периоды солнечной актив­ности (11-летние циклы — по А. Л.Чижевскому).

Кроме того, учитываются и изменения в состоянии человека-моряка в зависимости от магнитных бурь, времени суток и т.д.

В ходе проведенных исследований было установлено, что любое из проанализирован­ных почти 1000 случаев происшествий всегда является следствием интегрального воздейст­вия нескольких объективных, устойчиво повторяющихся причин, имеющих долговремен­ный характер.

Боле подробно об этом будет сказано в последующих лекциях.