Общий подход к решению задачи обеспечения безопасности корабля от столкновения с другим кораблем

Вероятность безотказной работы техники движительно-рулевого комплекса РТ .

 

Для современных кораблей вероятность безотказной работы движительно-рулевого технического комплекса составляет РТ = 0,996 – 0,999. На 333 навигационных происшествий приходится в среднем одно, произошедшее по причине выхода из строя движителей или рулевого устройства.

 

Второй множитель РУ формулы (1) зависит от надежности управления маневрами корабля. Несмотря на развитие технических средств наблюдения, аварийность в море, связанная со столкновением кораблей, остается достаточно высокой. По официальным данным страховой компании Ллойда, во второй половине ХХ века ежегодно происходило от 70 до 150 столкновений с различной тяжестью последствий, вплоть до гибели судов.

Основными факторами, влияющими на вероятность столкновения кораблей в море, являются следующие:

- дистанция обнаружения встречного корабля;

- условия наблюдаемости встречного корабля (состояние видимости);

- точность и быстрота определения элементов движения встречного корабля;

- непрерывность наблюдения за встречным кораблем и контроль за изменением его курса и скорости;

- расположение относительного курса сближения кораблей и относительная скорость сближения;

- правильность оценки ситуации сближения и принятия решения по маневру расхождения, соответствующего рекомендациям Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС).

Основным содержанием анализа ситуации сближения с встречным кораблем является оценка следующих параметров:

- дистанция до встречного корабля и пеленг (курсовой угол) на него,

- курс и скорость встречного корабля,

- характер изменения пеленга и дистанции, сторона изменения пеленга (на нос или на корму),

- направление линии относительного движения (относительно места своего судна),

- прогнозируемое кратчайшее расстояние между кораблями,

- время сближения на кратчайшее расстояние,

- необходимость изменения элементов движения своего корабля для безопасного расхождения.

Поскольку за встречным кораблем всегда ведется визуальное и радиолокационное наблюдение, то его положение относительно своего корабля следует считать известным(с определенной погрешностью, зависящей от точности измерения полярных координат встречного судна - пеленга и дистанции).

Процесс расхождения считается завершенным, если корабли разошлись на кратчайшем расстоянии, не меньшем допустимого.

Оценка взаимного положения кораблей опирается на информацию со случайными погрешностями, поэтому степень безопасности расхождения приобретает вероятностный характер: вероятность безопасного расхождения с целью в конечном итоге зависит от правильности оценки обстановки сближения кораблей, от точности определения элементов движения цели, от своевременности маневра расхождения и от соотношения прогнозируемого кратчайшего расстояния между кораблями и погрешностей определения этого расстояния.

Если измерения полярных координат и определения элементов движения встречного судна практически безошибочны, то процесс оценки его положения относительно своего корабля становится детерминированным, и расчет безопасности расхождения производится на основе общих правил морской практики, МППСС и анализа относительного движения кораблей.