ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ
НЕ ПЫТАТЬСЯ СТРОИТЬ
Ошибка № 60.
В действительности жалобы на жесткую конкуренцию — это жалобы на недостаток идей.
Вальтер Ратенау
Совершенно недопустимо коллег ругать, как бы этого ни хотелось.
Наверное, стоит дать определение слова «коллега», поскольку трактовать его можно по-разному. Говоря «коллеги» в контексте этой книги, я подразумеваю собратьев по профессии, вне зависимости от того, являются ли они фрилансерами или внутренними специалистами.
Каждый из нас имеет индивидуальный стиль построения тренинга, управления группой, подачи материала, построения отношений с участниками группы. Необходимо признать, что, используя разные средства, мы получаем весьма похожие результаты.
![]() |
Кто-то готовит на два дня сто слайдов, распечатывает их каждому участнику, выразительно читает шестнадцать часов подряд и называет все это тренингом. Кто-то ведет тренинг в стиле «шоу», веселя участников постоянными шутками. Для кого-то самым главным является не практика, а дискуссии. Кто-то работает в ключе постоянной метафоры. Кто-то откровенно «грузит» и забивает знания в головы участников, придавливая их коленом сверху, как вещи, которые не умещаются в старый чемодан. Кто-то откровенно ерничает по поводу имеющихся теоретических изысканий на изучаемую тему, а кто-то создает свои. Кто-то упихивает в два дня двадцать упражнений, кто-то успокаивается на двух. При этом мы можем иметь разные моральные принципы и не быть друзьями. Имеем на это право. С кем бы то ни было участники группы
под пристальным или прозрачным руководством продвигаются к своей цели. В своем темпе. Со своими открытиями и притормаживаниями.
Мы все разные, и каждый из нас является отдельным драгоценным камушком в короне российского тренерства. При этом каждый из нас имеет свои ограничения, к которым можно прикопаться. Надо ли?
Даже имея свое четко выраженное мнение, можно его не высказывать.
А что делать, если напрямую спрашивают: «А вот этот какой? А эта?»
Льстит, не правда ли? От нас ждут экспертной оценки себе подобных, значит, за умных держат. Не стоит ли закрепить свои позиции и подпустить какого-нибудь тумана?
Мы никогда не знаем, был ли у нашего клиента опыт общения с тем, о ком он спрашивает. Вполне возможно, что был, и он хочет сравнить свое мнение и наше. Фальшь и перегибы тут же вылезут на поверхность, он не сможет их не почувствовать.
При этом нужно помнить, что если человек работает в этой профессии, значит, есть те, кто с ним сотрудничают. Значит, они довольны его работой и есть в этой работе то, что их устраивает.
Дальше — следующая ловушка: допустим, мы дали позитивную оценку, а мнение клиента — негативное.
Вполне может такое быть. Мы обсуждали — запрос неправильно определен, обстоятельства так сложились. Более того, иногда клиент все правильно понимает, но добро не дает: «Мне нужно пересмотреть систему мотивации персонала, подготовить тех, кто будет это внедрять и поддерживать, но я к этому не готов. Давайте линейный персонал поучим, чтобы не потерять бюджет, все равно на пользу пойдет». Через два месяца после обучения обученный персонал уволился. Кто виноват? Через два месяца, возможно, что и тренер — не так обучил. А мы свечу не держали, —как обычно, полная неопределенность.
Всегда полезно знать конкурентные преимущества тех, кто работает рядом, и, если такой вопрос возник, проводить сравнения, основываясь на сильных сторонах каждого. В этом есть еще одна полезная сторона: если Вы чувствуете, что отношения с клиентом не складываются, всегда можно порекомендовать того, кто проведет наиболее качественно именно этот вид работы.
Иногда в процессе переговоров чувствуется, что клиент внутренне принял решение сотрудничать с нами, но есть какая-то неуверенность — мы были первыми, с кем он общался, и сказывается отсутствие выбора, возможности сравнивать; был неудачный предыдущий опыт общения и, при доверии к нам, есть напряжение или что-то наподобие. Я иногда говорю, что в случае, если в процессе работ у нас откроются противоречия, несовместимые с их продолжением, я всегда смогу посоветовать специалиста, который оптимальным способом продолжит общее дело.
Если мы честны с самими собой, то можем предусмотреть вариант, что где-то не потянем, что круг работ может оказаться шире, чем мы сможем поднять, что может понадобиться помощь узкого специалиста, и это наша страховка.
Если мы не очень честны с самими собой и уверены, что с любой задачей справимся сами, то можем предположить вариант, что ситуация сможет стать настолько некомфортной, что нам самим захочется уйти, и это наша страховка.
А клиент слышит, что он не прибит к нам гвоздем, и мы не претендуем поселиться у него на шее до конца его дней, если он сам этого не захочет.
И уровень напряжения снижается.
![]() |
Более того, у каждого из нас есть слабые стороны. Для проведения ряда работ можно объединяться с теми, кто нас хорошо дополняет. Узкие специалисты ценятся не менее, чем специалисты широкого профиля, и если мы озвучиваем, что у нас есть устойчивые связи, к которым мы прибегнем при возникновении проблем, не входящих в зону нашей компетенции, это плюс, а не минус.
Очень интересно рассмотреть этот аспект отношений на примере работы продавцов в «клановых странах».
Пытаемся «купить» машину в Баку. По легенде, открываем представительство русской компании. В каждом автосалоне, в который заходим, менеджер-консультант показывает нам три-пять подходящих машин и, прощаясь, обязательно говорит: «Если возникнут любые проблемы, не обязательно с машиной — юрист там понадобится, бухгалтер хороший, вы мне только позвоните, у меня связи везде есть, все решим!»
Если клиент высказывает недовольство по поводу конкретных методов работы другого тренера, всегда можно посмотреть на сильные стороны данного метода, совсем провальными методами тоже вроде никто не пользуется.
А в ситуации критики — прояснять ситуацию. В конце концов, ответственность за результат распределяется между всеми участниками процесса.
![]() |
Запишите конкурентные преимущества Ваших конкурентов (концептуальные, навыковые, индивидуальные особенности). Подумайте, какие источники информации можно использовать, чтобы сделать эту информацию более полной и объективной. Какие еще у Вас есть возможности для составления собственного мнения?
![]() |
Подумайте (исследуйте), какие другие проблемы может иметь Ваш клиент (безопасность, сайт, коммуникации и пр.). Подумайте: какие организации, в чьем профессионализме Вы не сомневаетесь, Вы могли бы порекомендо-
вать своим клиентам, если об этом зайдет речь?