Ошибка № 57. ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО ВЫБИРАЮТ НЕ НАС
Когда начинают сравнивать, счастье заканчивается и уступает место недовольству.
Серен Кьеркегор
Совсем не всегда, выбирая аутсорсера, заказчик рассматривает одну кандидатуру, чаще две-три. Соответственно, если из трех выбирают одного, двое остаются за скобками. Это нормально, именно возможность выбора — подбора того, чья личность наиболее точно отвечает требованиям заказчика, — делает человека свободным.
И начинается: раз — выбрали не меня, два — выбрали другого, три — даже не перезвонили. Притом что конкуренты каждый раз были разные. Поневоле задумаешься — в чем причина?
Но думать можно по-разному.
Думать можно обвинительно и уничижительно: «Конечно, доцент тупой, повторяю, доцент тупой! Ну, следующий может поумнее будет, сможет оценить меня по достоинству!»
Ведет в никуда, особенно если рядом найдется человек, который посочувствует и «поддержит»: «Конечно, найдется, ты же звездочка, ты же солнышко, ты же лапочка — муррр!» Развития не происходит, а озлобленность и высокомерие начинают проявляться с первых же мыслей. Клиенты это легко считывают во первых строках нашего эмоционального посыла и вежливо обещают перезвонить.
Есть другой абсолютно потрясающий способ загнать себя в гроб и забить крышку гвоздями — попытаться понять, почему выбрали не меня, какие у меня недостатки, чем я так ужасно плох. И то я делаю не так, и это я делаю не эдак, и тут я никчемен, и там я проигрываю по всем статьям. Особенно если рядом сердобольный кто-то гладит по головке: «Говорили же, тебе еще рано самостоятельно работать, ты и ходишь не так, и держишься не этак, и лет тебе всего сорок один, молод еще. Вообще самостоятельная работа очень опасна, а если так и не найдешь клиентов? Улицы пойдешь мести? Вот лучше, в соседнем магазине вакансия продавца открылась, ни тебе ответственности, ни переговоров, с восьми до пяти — и гуляй, Вася!»
В это легко можно поверить — не выбрали же. И потонуть в своих недостатках, вымышленных и надуманных, вогнать себя сначала в невроз, потом в другие диагнозы, покруче, а там хорошо, если улицы мести доверят.
Но всегда есть возможность думать позитивно и креативно. «Отлично! Еще одни переговоры — еще одна звездочка на резюме! Та-ак, что мне удалось на этот раз?»
* * *
Я все время живу Накануне чего-то: Накануне строки, Накануне полета, Накануне любви, Накануне удачи, — Вот проснусь я — И утром все будет иначе.
То, что в жизни имел, То, что в жизни имею, Я ценить не умел И ценить не умею. Потому что все время Тревожат заботы, Потому что живу Накануне чего-то.
Может, я неудачник
С неясным порывом,
Не умеющий быть
И от счастья счастливым?
Но тогда почему
Не боюсь я обиды?
Почему все обиды
В минуту забыты?
Я им счет не веду,
Наплевать,
Не до счета, —
Я все время живу
Накануне чего-то.
Николай Доризо
Действительно, анализировать свой опыт — как я веду переговоры, как подаю себя, как поддерживаю разговор, как проявляю интерес к проекту, как создаю мотивацию для сотрудничества — очень полезно. Особенно полезно обсуждать этот опыт с кем-то имеющим хорошие навыки системного сбора информации и обратной связи. Что удается уже сейчас? Над чем стоит поработать и в каком направлении? Что опробовать в переговорах со следующим клиентом?
Подумайте еще: а как человек на постоянную работу устраивается? Тут же, с первой попытки находит то, что ему по всем параметрам подходит и где он всех оптимальным образом устраивает? Туфли берет первые попавшиеся? Хлеб не проверяет, мягкий или нет? Нас выбирают — мы выбираем, процесс обоюдный и непростой.
Нашей вины в том, что нас не выбрали, нет никакой — в этот момент с этим клиентом в этой точке пространства мы не совпали. Смотрим вперед и — опыт — планирование изменений — апробация — опыт — растем над собой, нарабатывая опыт переговоров, расширяя свои возможности «попасть» в как можно больший круг клиентов, попутно повышая свою стоимость на рынке труда. Прячем джокеров в рукавах, раскладываем тузов в нагрудные карманы, готовим козыри для открытия беседы. Добавляем мягкости, подливаем заинтересованности, убираем ершистость и подозрительность. Заряжаем мушкеты дробью улыбок и внимательных взглядов. Принимаем умный вид и вперед - к новым и новым клиентам!
А звездочки на резюме можно на самом деле нарисовать — в виде праздничного салюта, повышающего настроение в трудную минутку жизни.
![]() |
![]() |
Вспомните Ваши последние переговоры с клиентом. В какие моменты переговоров он проявлял особую заинтересованность, что этому способствовало? Как это работало на достижение Вами цели этой встречи? Какие выигрышные моменты можно использовать на следующих переговорах?
![]() |
Какие изменения Вы бы хотели внести в ход данных переговоров? Какие Ваши высказывания нуждаются в коррекции? Какой именно? Что еще нужно учесть при проведении следующей встречи?