Ошибка № 54. БОЯТЬСЯ НАЧИНАТЬ
ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ
ИЛИ
Любовь к себе — это начало любовной истории длиною в жизнь.
Оскар Уайльд
Тот, кто не может считать себя одним из лучших, тот, без сомненья, не из лучших.
Иоганн Вольфганг фон Гете
Очнулся. Штирлиц в камере. Лежит и не может вспамнить, что произошло.
«Ладно, - думает, - если зайдут, наши, скажу, что я Исаев. Если зaйдym немцы, скажу, что я Штирлиц».
Заходит милиционер и говорит:
- Ну я нажрались Вы вчера, товарищ Тихонов!
Позитивная самооценка — главная предпосылка профессионального успеха и завышенная самооценка нередко идут рука об руку.
Оскар Уайльд
Началу пути сопутствуют либо излишняя самоуверенность, либо излишняя робость. Славлю самоуверенность... Николай Доризо писал: «Славлю самодовольство — довольство собой... значительно легче понравиться людям».
* * *
Самодовольство.
Что ж, скажет любой —
Это мещанство, зазнайство. А знаешь,
Славлю самодовольство — довольство собой,
Если доволен собою так редко бываешь.
Дело отнюдь не в пустой похвальбе,
Мы похвальбе предаваться не будем.
Как трудно понравиться, хоть на минуту, себе.
Значительно легче понравиться людям.
Славлю уверенность в себе — ощущение бьющей через край энергии, предвкушения успеха, желания переступить порог навстречу радости жизни и уверенности в том, что все будет хорошо.
Какие подножки ставит нам самоуверенность, не только излишняя, но и любая?
Наверное, главная из них — небрежность. Небрежность во всем: в продумывании структуры тренинга, в тайминге, в количестве и наполнении упражнений, соотнесенности теории и практики, в хвостиках (например, если мы в начале тренинга оценивали степень развития навыка, то в конце нужно вспомнить сделать повторные замеры) и так далее. Трудно предусмотреть влияние человеческого фактора: сколько времени потеряем на опозданиях, с какой скоростью будут выполнять упражнения, насколько быстро устанут, что возьмут легко, а на чем «зависнут».
Что может помочь? Алгоритм 6+2. (Не ищите название данного алгоритма в ученых энциклопедиях, философских словарях и Интернете. Просто ниже перечислено восемь пунктов, соблюдение которых может значительно облегчить подготовку на начальном этапе своей работы. Шесть из них методические, а два... абстрактные. Поэтому — 6+2. Ничего лучше я не придумала. Может, что-нибудь подскажете?)
1. Четкое понимание цели тренинга (какие изменения должны произойти в его результате) и проверка каждого упражнения, которое мы хотим предложить группе, на соответствие данной цели.
2. Ранжирование упражнений от простого к сложному.
3. Прописывание инструкций и вопросов обратной связи.
Интересные наблюдения.
Деля группу на три мини-группы и пересаживая участников в разные места учебного зала таким образом, чтобы у каждой мини-группы была возможность делать записи и обсуждать вопрос, не мешая остальным, можно потерять 15 минут.
Если группа работает со стикерами и мы заранее не привлекли внимания участников, что у стикеров есть клеящий край, которым они будут крепиться к доске, половина стикеров будут приклеены вверх ногами, боком или наизнанку.
Если заранее не проверить, где какие маркеры — для флипчарта и whiteboard — и даже если проверить, но не следить, обязательно кто-нибудь напишет на доске несмываемым и, кроме конфуза, минут десять уйдет на то, чтобы пришел специально обученный, как правило, айтишник с бутылкой спирта и устранил все это безобразие.
Если инструкцию дать нечетко, придется повторять три раза, на ходу подбирая другие слова.
Если на обратную связь дать больше двух вопросов, группа впадает в полный ступор.
4. Запас упражнений, в том числе «батареек», баек, притч и анекдотов.
5. Письменный план тренинга.
6. Планирование использования доски, фиксирование видов оформления записей, которые на ней будут сделаны. Кстати, дополнительный инструмент проверки логики построения тренинга и преемственности упражнений.
Это может быть сделано, например, таким образом (кусочек «зарисовок» к моему тренингу по мотивационному менеджменту).
Обратите внимание, если подготовить доску заранее, тоже время экономится.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
7. Понимание того, что мы хозяева своего слова: хотим — даем, хотим — берем обратно, и если семь упражнений вдруг не влезает, значит, так тому и быть, ни пробегать их «для галочки», ни загонять людей до десяти часов вечера нам не нужно.
8. А также основательная проработка глав 22-53 этой книги.
Хотя города берет именно смелость, главное, как было принято говорить в начале девяностых с легкой руки первого и единственного президента СССР — начать.
Наличие излишней робости гораздо хуже. Все уже читано-перечитано, выверено в соответствии с подсказками учителей, руководителей и коллег, каждая буква на своем месте, каждый шаг спланирован, и все равно страшно. И ладно бы, если бы страх покалывал внутри тихонечко или незаметно мурашками по коже бегал. Но он заставляет голос срываться, слова забываться и путаться, голову кружиться, задыхаться и делать грубейшие ошибки.
Ну и что? Ошибки все делают. У нас в школе учительница по русскому языку с ошибками писала, тоже способ обучения, у всех ее классов жутко грамотность и наблюдательность развивались, каждый хотел первый заметить. Я сейчас думаю, может, она намеренно это делала...
Начинается сравнение себя с другими тренерами — они какие-то совсем другие.
Ну и что? Есть тренеры веселые, шутят все время, есть тренеры вкрадчивые. Есть тренеры шумные, есть с такими тихими голосами, что чтобы привлечь к себе внимание, в ладоши хлопают. Есть тренеры сертифицированные, а есть самородки. Все разные, и все работают. И клиенты все разные, и группы, каждый получит то правительство, которого заслуживает.
Возникает желание еще раз все повторить, перечитать, переподготовиться, еще где-нибудь поучиться, почерк подправить, грамотность подтянуть, внешний вид поменять... и только потом начать работать.
Это желание нужно придавить в зародыше. Учиться можно и нужно всю жизнь, это хорошо весьма. Я имею в виду ситуацию «Вот сейчас еще чуть-чуть, только вот это — и уже тогда...». Комплекс перфекциониста — это не комплекс недооценки своих способностей, а комплекс переоценки своих возможностей. Нельзя быть хорошим для всех — это место уже занято. Идеал недостижим, лучшее — журавль в небе. Планы на будущее — это сильно, а жизнь будущими планами — нагло. Потому что это не только потеря своего времени, но и упущенные возможности приносить пользу окружающим.
А иначе зачем быть бизнес-тренером?
А в любой другой профессии цель какая-то другая?
Когда я чувствую, что что-то идет не так, меня поддерживает воспоминание о том, как я «сводила» двух своих клиентов: мелкого производителя и крупного оптовика.
Приношу оптовику (собственнику) образцы продукции производителя, прайсы, сертификаты, выкладываю на стол. Он — прямо на глазах — бледнеет. Я спрашиваю:
— Что-то не так?
Он, глядя на стол, как если бы я ядовитую змею из сумки вытряхнула, с беспредельным ужасом восклицает:
— Так это же работать надо!!!
Я, не очень въезжая в ситуацию, намекаю, что, у него, вообще-то, отдел закупок есть. Он реагирует:
— Ну да. Есть там один... но он отмажется, как пить дать, отмажется. А рядом его заместитель сидит. Тот к нему обращается:
— Ты как думаешь, отмажется? Тот энергично кивает головой:
— Точно отмажется! Я уточняю:
— А другие?
Он отмахивается:
— Другие завалят. Заместитель качает головой:
— Другие завалят.
Он сокрушается, поджав губы:
— А ведь этот отмажется. Заместитель поддерживает:
— А другие завалят.
И напряжение с каждой минутой растет — ведь это работать надо.
Думаете, разорились давно? С рынка ушли с таким сотрудниками? Персонал поменяли? Ничего подобного, все, слава богу, живут и здравствуют, процветают в своем здоровом коллективе.
Чем больше смотришь по сторонам, тем более понимаешь, что над законами общества есть еще какие-то высшие законы, в соответствии с которыми возникают и распадаются государства, приходят и уходят политики, строятся и разрушаются дома и заводы, рождаются и чем-то занимаются люди. Слово «business» никогда не переводилось как «зарабатывание денег» или «получение прибыли». Значение слова «business» — «занятость». Вот и нужно заниматься своим делом. Сначала как получится, стараясь, чтобы получалось хорошо. А дальше учиться, учиться и учиться работать еще лучше, читая, слушая, задавая вопросы, анализируя... Опыт — планирование изменений — апробация — опыт...
Отвечу еще на один вопрос, который часто возникает на тренинге тренеров.
Как быть — у меня совсем нет опыта?
Если внимательно посмотреть, какого опыта не хватает, то становится понятно, что концептуально подкованы хорошо, смущение вызывает технологическая сторона управления группой.
Иногда я задаю вопрос: «Приходилось ли вам когда-нибудь хотя бы одному человеку объяснять домашнее задание? Ставить перед своим ребенком задачу, например, сходить в магазин — купить продукты по списку?» Иногда такой подход вызывает смех, а ведь это то малое, на котором выстраивается большое.
![]() |
Проанализируйте Вашу подготовку к тому тренингу, который Вы планируете проводить в недалеком будущем в соответствии с алгоритмом 6+2. Что требует поправки? Какие дополнения хотелось бы внести?
![]() |
Разделите страницу тетради на два столбца. В левый столбец выпишите Ваши предыдущие достижения и успехи, начиная примерно со средней школы (участие в соревнованиях, поездки с агитбригадой, конферанс концертов и пр.). Проанализируйте, как Ваши достижения, предыдущий опыт работы, увлечения и хобби, качества характера способствуют Вашему успеху в профессии бизнес-тренера.
Какие позиции могут сыграть весомую роль в переговорах с потенциальным клиентом?