Ошибка № 47.
НЕ ДАВАТЬ УЧАСТНИКАМ ГРУППЫ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ СОМНЕНИЯ, НЕДОВЕРИЕ, НЕГАТИВНЫЕ ОЦЕНКИ)
Растерянность и недовольство — главные и непременные условия прогресса.
Томас Альва Эдисон
Негативные высказывания участников группы — то, что вызывает страх у начинающего тренера, тем более мы только что отметили, что группа всегда сильнее одного человека.
На эту тему уже было сказано немало:
• Как не дать развернуться групповой дискуссии, которая групповой дискуссией не является (ошибка № 35).
• Как не «подставить» себя, показывая группе пример или отвечая на вопрос «Как правильно делать ЭТО?» (ошибки № 42 и № 43).
• Как не «подставить» всех, пойдя на поводу у группы (ошибка № 40).
• Как не разочаровать группу, начав исполнять чужую работу (ошибки №36 и №37).
И если мы не пытаемся навязать участникам группы определенные формы поведения, предлагая попробовать — оценить — взять самое полезное, мы вряд ли получим негативную реакцию.
В то же время нельзя сбрасывать со счетов напряжение, которое, хочешь не хочешь, испытывают отдельные участники группы, наличие у них собственного, единственно верного мнения, четкого понимания, что «вся эта байда — очередной закидон руководства» и прочие личностные проявления. Поэтому даже при самой отстраненной и беспристрастной позиции тренера — чего не может быть никогда, потому что основное конкурентное преимущество тренера — тот посыл, который он несет в группу, — негативные реакции могут возникнуть. В форме шутки, «наивного» вопроса, открытого несогласия, отказа принимать участие в такой лабуде — какой угодно, но это настоящее испытание для тренера.
Почему испытание — ну пошутил человек, что теперь? Группа всегда поддерживает своего члена. Конечно, если он уже всех «достал», может наблюдаться обратный эффект, когда сама группа призовет его соблюдать приличия и не позорить их перед порядочным человеком. Но если отношения еще не установлены, группа будет выбирать слабину — если ему
сейчас разрешат не участвовать, почему я должен, может, правда, лабуда. Не отвечает на вопросы — значит, сам ничего не знает и ни в чем не уверен — правда, только время зря теряем. Повышается уровень скептицизма и падает интерес к происходящему.
Что еще мы можем потерять, если, например, задавить сомнения в зародыше? Прежде всего, доверие, что особенно важно при работе в организациях, находящихся на бюрократической стадии развития, с сильной иерархической структурой и многочисленными уровнями подчинения. В таких организациях инициативные сотрудники обычна порыпаются-порыпаются и или уходят, или замолкают. Пытаясь создать на тренинге открытую, комфортную для творчества атмосферу, мы провоцируем их на активное и творческое поведение. Как только начинаем давить, приходит понимание, что это «на самом деле никому не нужно», и сотрудники прячутся в раковины. Или организации в период кризиса — масса изменений, временные меры, постоянные трудности, двадцать взаимоисключающих директив на дню — высокий уровень демотивации сотрудников. И тут мы — давайте творить! Давайте креативить! Тьфу на вас, оставьте в покое.
Примеров можно привести много, доверие можно получить только в обмен на доверительное и уважительное отношение к группе. Поэтому сомнения и недоверия отбрасывать или тушить не стоит, с ними нужно работать.
Как работать. Можно по технологии «Шаг назад» — сначала согласиться с возражающим, потом показать перспективы предлагаемого.
— Я не хочу участвовать в этом упражнении.
— Почему? На то есть какие-то причины?
— Оно мне неприятно.
— Да, иногда так случается, что упражнение на первый взгляд кажется не очень комфортным и даже странным. Конечно, Вы — взрослый человек и можете сделать такой выбор, отказаться участвовать, наблюдать со стороны. В то же время опыт участия, даже если он вдруг будет негативно окрашен, в данном случае гораздо более ценен для Вас и для группы. Тем более что здесь предлагаются три роли. Какую Вы бы предпочли:...?
Можно обрадоваться:
— Хорошо, что Вам не все кажется гладким в этой технологии! Что
именно вызывает сомнения?
То есть как с возражениями поработать.
Можно прибегнуть к очень простому варианту — выписать на доску в два столбика те ограничения (недостатки) и достоинства, которые видит группа, и поработать с ними. Какие-то ограничения могут поменять свои места, оказавшись достоинствами, какие-то начнут казаться менее значимыми. Если столбик достоинств существенно перевешивает столбик
недостатков, это только подчеркивает нашу позицию в том, что идеала не бывает, нужно взять самое полезное. В то же время, если кому-то понравится именно эта технология, мы ссылаемся на то, что каждому свое, параллельно предлагая не отбрасывать сразу за ненадобностью, а все-таки извлечь максимум пользы из всего, что мы обсуждаем.
Но, как вы помните, в названии главы содержится не только запрет на недовольство. Пункт гораздо более общий — не давать участникам группы высказываться. Это важно, потому что, если исключить боязнь услышать критику, практически единственный повод для тренера не давать высказываться — экономия времени. Быстрее, выше, сильнее... и позиция «Бери больше, бросай дальше» несколько нас подводит. Момент, когда участники группы начинают говорить, очень важен, поскольку именно тогда идет осмысление опыта. И никто не говорил, что это должно быть обязательно тогда, когда мы предусмотрели время для шеринга или линии опыта — дорого яичко к Христову дню. Каждый индивидуален и, перелагая на слова мысли и ощущения, делает большую работу для нас и группы: он привлекает внимание группы к отдельным аспектам изученного, задает вопросы, подсказывает, где стоит копнуть глубже, запускает мыслительный процесс других участников группы.
Все группы, так же как и люди, разные, одних говорить не заставишь, других не остановишь. Но если группа обсуждает сочно и долго, или робко и по слогам — и то и другое в равной степени ценно и должно поощряться тренером.
Здесь нужно помочь участнику сделать открытие. Проговаривая, он уходит от интуитивного ощущения к пониманию происходящего и присвоению нового опыта. Задавая вопросы, предлагая формулировки, подсказывая слова или просто внимательно слушая, мы оказываем ему неоценимую помощь.
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Представьте, что группа, пришедшая на Ваш тренинг, весьма малоразговорчива. Запишите, в силу каких причин может сложиться такая ситуация. Подумайте, какие упражнения, методики, способы и приемы помогут Вам «разговорить» этих людей, запустить обмен мыслями в этой группе.
![]() |
Посмотрите на планируемые Вами групповые дискуссии в том тренинге, который Вы готовите сейчас. Какие вопросы и другие средства помогут Вам включить в полилог каждого участника?