ДОКАЗЫВАТЬ ГРУППЕ СВОЕ МНЕНИЕ
Ошибка № 44.
Самый радикальный революционер становится консерватором уже на следующий день после революции.
Хана Арендт
Любой запрет портит характер тех, кто подчиняется ему не по своей воле, а по принуждению.
Фридрих Ницше
А если пойти дальше по пути утверждения собственного мнения, можно наделать еще кучу ошибок. То есть то, что мы приняли чью-то сторону и заявили, что правильно делать так, а не эдак, уже ставит под сомненье всю ценность нашей работы — есть одна правильная модель, дальше можно не совершенствоваться. Кроме того, нет в общении правильного и неправильного, есть допустимое и недопустимое. А также есть эффективное и неэффективное. Причем у разных людей эффективное и неэффективное может быть с точностью до наоборот. Но что делать, если есть то, в чем мы уверены, а вся группа считает по-другому.
Мы дали зацепку к этому разговору в части «Армрестлинг с клиентом», когда обсуждали ошибку № 7 «Сотрудничать с теми, чьи убеждения сильно отличаются от наших». Никогда не станет эффективной работа для клиента с противоположной концепцией жизни, с противоположными принципами. Но допустим, с клиентом мы чувствуем и мыслим одинаково, нежные мы такие и сентиментальные, а участники тренинга — сплошь рвачи и хапуги. Или наоборот, мы с клиентом проныры и прощелыги, а работают на него почему-то исключительно люди с нервной и бережной душой, слезливые и ранимые. Трудно представить себе такую ситуацию, потому что каждый подбирает сотрудников «под себя», но можно. Если, например, бывший начальник отдела только что ушел, а новый только что пришел. С ним мы великолепно общий язык нашли, а с группой никак не можем. И хоть мы двести раз за два дня имеем возможность повторить, что мы должны быть честны в переговорах, это будет значить только то, что группа нам двести раз у виска покрутит.
Теоретически мы можем выстраивать системы доказательств собственного мнения. Убеждать, проводить презентацию, подкреплять свою позицию цитатами известных политиков, бизнесменов и писателей современности. До тех пор пока это противоречит жизненному опыту группы, все это будет в пользу бедных.
При этом понятно, что группа всегда сильнее, чем отдельная боевая единица, даже если эта единица — тренер. Как в старой русской сказке,
в которой умирающий отец предложил сыновьям переломить сначала по отдельно взятой соломине, а потом веник целиком.
А теперь давайте подумаем: а есть ли у нас такая цель? Поскольку если мы говорим о разности концепций, то это вопрос воспитания, а мы, по-моему, под это точно не подписывались. Мы собирались способствовать развитию специалистов, причем в очень ограниченном ключе — одна задача на один тренинг.
![]() |
И вот здесь у тренера происходит в некотором роде раздвоение личности. Как человеки, мы испытываем боль и грусть за несовершенство тех, кто нас окружает. А как профессионалы — радость за их профессиональные успехи. Как человеки, мы им можем помочь тоже как человекам — в личностном развитии, поделившись своим знанием. Кто-то услышит. А как профессионалы — способствовать еще большему развитию их как профессионалов. Собственно, нас именно для этого и приглашали.
В то же время может сложиться впечатление,
что группа настолько сильна, что тренеру там и делать нечего. Но если бы все было отлично и не нуждалось в коррекции, тренингов бы не было. И профессии бы такой не существовало.
Как же сделать так, чтобы не противостоять группе? Задавать вопросы, помогая человеку найти слабое звено в своих постулатах.
Интересно, но даже тренерам с большим опытом это дается с трудом. Недавно наблюдала разговор коллеги с двумя высшими психологическими образованиями и огромным опытом работы с внезапно выросшей дочерью. Дочь, конечно, группой не является, но принцип тот же самый.
— Ты совершенно не рада, что я на права сдала! — обвиняла ее дочь.
— Что ты говоришь, я очень рада! — отвечала та.
— Не рада, не рада, вот у Светки мать по-настоящему рада!
— Не знаю, как у Светки, но я очень рада!
— По тебе видно!
— Тебе всегда мать не хороша!
Казалось бы, чего проще — спроси, как у Светки мать проявляет свою радость, спроси, почему тебе кажется, что я твоим успехам не рада, задай вопрос, как могло получиться, что, строя с тобой
отношения, я выбираю именно такую модель поведения. Теперь начинает думать дочь, причем о своем поведении в системе их отношений. Но нет, начинается боданье, и если даже с дочерью, которая одна и в два раза младше, давление не проходит, то что говорить о группе, где отдельные участники в два раза старше нас?
В конце концов, ситуацию можно и до абсурда довести, есть у нас такие средства.
Я бы еще хотела рассмотреть случай, когда очень больно. Когда есть четкое осознание, что с людьми так нельзя. Например, на тренинге переговоров по возврату долгов. Что то, что делает группа и чем она гордится, абсолютно несовместимо с нашей личностью. Можно это проговорить. А может быть, именно из-за этой несовместимости нам и не приходится этим заниматься?
![]() |
Вспомните ситуацию противостояния группе на одном из Ваших тренингов. Подумайте: в силу каких причин возникла эта ситуация? Как бы Вы повели себя сейчас?
![]() |
Какие притчи, афоризмы, анекдоты могут Вам помочь в подобной ситуации?