ДОКАЗЫВАТЬ ГРУППЕ СВОЕ МНЕНИЕ

Ошибка № 44.

Самый радикальный революционер становится консер­ватором уже на следующий день после революции.

Хана Арендт

Любой запрет портит характер тех, кто подчиняется ему не по своей воле, а по принуждению.

Фридрих Ницше

А если пойти дальше по пути утверждения собственного мнения, мож­но наделать еще кучу ошибок. То есть то, что мы приняли чью-то сторону и заявили, что правильно делать так, а не эдак, уже ставит под сомненье всю ценность нашей работы — есть одна правильная модель, дальше мож­но не совершенствоваться. Кроме того, нет в общении правильного и не­правильного, есть допустимое и недопустимое. А также есть эффективное и неэффективное. Причем у разных людей эффективное и неэффективное может быть с точностью до наоборот. Но что делать, если есть то, в чем мы уверены, а вся группа считает по-другому.

Мы дали зацепку к этому разговору в части «Армрестлинг с клиен­том», когда обсуждали ошибку № 7 «Сотрудничать с теми, чьи убеждения сильно отличаются от наших». Никогда не станет эффективной работа для клиента с противоположной концепцией жизни, с противоположными принципами. Но допустим, с клиентом мы чувствуем и мыслим одинако­во, нежные мы такие и сентиментальные, а участники тренинга — сплошь рвачи и хапуги. Или наоборот, мы с клиентом проныры и прощелыги, а работают на него почему-то исключительно люди с нервной и бережной душой, слезливые и ранимые. Трудно представить себе такую ситуацию, потому что каждый подбирает сотрудников «под себя», но можно. Если, например, бывший начальник отдела только что ушел, а новый только что пришел. С ним мы великолепно общий язык нашли, а с группой никак не можем. И хоть мы двести раз за два дня имеем возможность повторить, что мы должны быть честны в переговорах, это будет значить только то, что группа нам двести раз у виска покрутит.

Теоретически мы можем выстраивать системы доказательств соб­ственного мнения. Убеждать, проводить презентацию, подкреплять свою позицию цитатами известных политиков, бизнесменов и писателей совре­менности. До тех пор пока это противоречит жизненному опыту группы, все это будет в пользу бедных.

При этом понятно, что группа всегда сильнее, чем отдельная боевая единица, даже если эта единица — тренер. Как в старой русской сказке,


в которой умирающий отец предложил сыновьям переломить сначала по отдельно взятой соломине, а потом веник целиком.

А теперь давайте подумаем: а есть ли у нас такая цель? Поскольку если мы говорим о разности концепций, то это вопрос воспитания, а мы, по-моему, под это точно не подписывались. Мы собирались способствовать развитию специалистов, причем в очень ограниченном ключе — одна за­дача на один тренинг.

И вот здесь у тренера происходит в некотором роде раздвоение лич­ности. Как человеки, мы испытываем боль и грусть за несовершенство тех, кто нас окружает. А как профессионалы — радость за их профессиональные успехи. Как человеки, мы им можем помочь тоже как человекам — в личностном развитии, поделившись своим знанием. Кто-то услышит. А как профес­сионалы — способствовать еще большему развитию их как профессионалов. Соб­ственно, нас именно для этого и приглашали.

В то же время может сложиться впечатление,

что группа настолько сильна, что тренеру там и делать нечего. Но если бы все было отлично и не нуждалось в коррекции, тренингов бы не было. И профессии бы такой не существовало.

Как же сделать так, чтобы не противостоять группе? Задавать вопро­сы, помогая человеку найти слабое звено в своих постулатах.

Интересно, но даже тренерам с большим опытом это дается с тру­дом. Недавно наблюдала разговор коллеги с двумя высшими психо­логическими образованиями и огромным опытом работы с внезапно выросшей дочерью. Дочь, конечно, группой не является, но принцип тот же самый.

— Ты совершенно не рада, что я на права сдала! — обвиняла ее дочь.

— Что ты говоришь, я очень рада! — отвечала та.

— Не рада, не рада, вот у Светки мать по-настоящему рада!

— Не знаю, как у Светки, но я очень рада!

— По тебе видно!

— Тебе всегда мать не хороша!

Казалось бы, чего проще — спроси, как у Светки мать проявля­ет свою радость, спроси, почему тебе кажется, что я твоим успе­хам не рада, задай вопрос, как могло получиться, что, строя с тобой




отношения, я выбираю именно такую модель поведения. Теперь на­чинает думать дочь, причем о своем поведении в системе их отноше­ний. Но нет, начинается боданье, и если даже с дочерью, которая одна и в два раза младше, давление не проходит, то что говорить о группе, где отдельные участники в два раза старше нас?

В конце концов, ситуацию можно и до абсурда довести, есть у нас та­кие средства.

Я бы еще хотела рассмотреть случай, когда очень больно. Когда есть четкое осознание, что с людьми так нельзя. Например, на тренинге пере­говоров по возврату долгов. Что то, что делает группа и чем она гордится, абсолютно несовместимо с нашей личностью. Можно это проговорить. А может быть, именно из-за этой несовместимости нам и не приходится этим заниматься?



Вспомните ситуацию противостояния группе на одном из Ваших тренингов. Подумайте: в силу каких причин воз­никла эта ситуация? Как бы Вы повели себя сейчас?



Какие притчи, афоризмы, анекдоты могут Вам помочь в подобной ситуации?