НЕ ПРЕДЛАГАТЬ РАБОТАТЬ В ПАРАХ

Ошибка № 30.

Желание быть мудрым в одиночку — величайшая глупость.

Франсуа Ларошфуко

Есть одна очень интересная ошибка, к которой нас подталкивает само понимание тренинга как активной формы группового обучения. Групповое обучение — очень живое, острое и насыщенное. Case-studies, групповые дискуссии, мозговые штурмы, «карусели», «аквариумы», разыгрывание си­туаций зрелищны, энергичны, динамичны. Наблюдение со стороны, как во время видеотренинга, так и просто в упражнениях показывает нам огром­ное количество «соломинок в чужом глазу» и стимулирует к собственному росту. Потенциал группы при оттачивании технологий и анализе происхо­дящего очень мощен, гораздо мощнее, чем обратная связь, даваемая одним человеком. Поэтому кажется, что чем больше таких ярких, насыщенных, энергичных групповых упражнений включает тренинг, тем более эффек­тивным он является, а парные упражнения можно не включать вообще.

В то же время нельзя забывать, что все люди чувствуют себя на тре­нинге по-разному. Есть те, кого внимание группы вдохновляет: на миру и смерть красна. А есть люди, которые от этого внимания заикаться на­чинают, чувствуют каждый взгляд, не могут сосредоточиться.

Когда я проходила курс тренинг-менеджмента в Институте эффек­тивного тренинга, был эпизод, ставший очень значимым для моего профессионального становления. В рамках кейса по трудоустройству нужно было идти на переговоры с клиентом, не помню, то ли по по­воду вакансии внутреннего тренера, то ли на роль внешнего консуль­танта. Не суть. Нас разделили на три группы, каждая из которых в тече­ние двадцати минут готовила своего представителя. Мы набрасывали конкурентные преимущества, подбирали весомые аргументы, вы­страивали логику проведения переговоров. Собственно, занимались тем, что неоднократно проводили для других. Наконец настал момент выбора представителя. Почему-то в нашей группе не нашлось желаю­щих. То есть все скромничали и не выказывали особой интенции идти трудоустраиваться. Обратите внимание — мы все были тренерами, с опытом работы, с высокой мотивацией к обучению и это было не первое наше занятие. Тем не менее что-то показывать на виду у всей группы совсем не хотелось.

Когда нет желающих, обычно группой делается предложение ее представлять кому-то: например, самому яркому, самому уверенному,


наоборот, начинающему — попробовать свои силы. Наша подгруппа ничем не отличалась от остальных, и мы предложили одной участни­це воспользоваться всеми нашими наработками и попробовать трудо­устроиться. Она побледнела, широко распахнула глаза и, задыхаясь, воскликнула: «Я? На горячий стул? Ни за что!»

То есть вы понимаете, тренер, который точно знает, что градусник — это не больно, испытывает трудности с игрой немножко на публику. При этом мы ждем, что те, кто пришли на наш тренинг волей вышестоящих органов, оторванные от своего привычного стола с бумагами, в момент лишившиеся статуса, попавшие в группу малознакомых и крайне подо­зрительных личностей, бегом побегут участвовать в групповых упраж­нениях!

Хорошо, если нам удалось создать атмосферу азарта и желания при­обретать ценный опыт, в том числе и на глазах у всей группы. Но в каж­дой группе всегда будут участники с более высоким порогом тревожности. Упражнения в парах — наиболее безопасные, предоставляющие участни­кам наиболее экологичную возможность пробы собственных сил.

Другой момент, когда тоже важно проводить упражнения именно в парах, — drills, или зубрежка. Однажды в начале тренинга продаж моло­дая и очень симпатичная девушка меня с любопытством спросила: «А Вы что, нас учить говорить будете?» Тогда я ответила ей: «Интересный во-ярос. А вы что, пока не умеете?» Группа весело посмеялась, на том дело и кончилось. Но группы бывают разные, уровень участников тоже раз­ный, и умение говорить у всех развито в разной мере.



Не могу сказать, что учить говорить является задачей бизнес-тренеров, но неумение формулировать мысли и грамотно связывать слова в предложениях создает большие препоны для эффективной работы. То­гда мы и прибегаем к зубрежке, строя упражнение таким образом, чтобы сначала один участник имел возможность проговорить некий материал, наработанный группой, подготовленный им самим или прочитанный в инструкции, а потом второй.

Потом можно менять пары, устроить chain-talk (цепочку), «мешани­ну», «карусель», но первая подготовка уже будет проведена в безопасном пространстве.



Подумайте: какой материал в тех тренингах, которые Вы сей­час готовите, требует предварительной проработки в парах?



Как можно построить блок первоначальной наработки данного навыка так, чтобы участники работали в парах, но при этом вид взаимодействия периодически изменялся?