Состояние ума

Дыхание

Кин хин

Равновесие

Здесь невозможно никакое объяснение. Можно просто сказать, что оно выражает гармонию позиции. Есть два вида равновесия: один – плод регулярной и внимательной усидчивой практики дзадзен, напоминающей «пихту, хорошо укорененную и величественно вытянувшуюся к небу или непоколебимую скалу». Это красивое положение/поведение дзадзен с равновесием, отвечающим «природе вещей», которое заменяет собой эгоистичное поведение. Второе равновесие - это равновесие новичка, равновесие в соответствии со своими возможностями, своей посадкой, вытянутостью позвоночника, суставными и мышечными болями (из-за неосознанного съеживания) и колебаниями в интенсивности концентрации.

Ученик, ответственный за дзадзен должен учитывать все эти условия и понимать, что маленькие повторяющиеся исправления и много практики сделают больше, чем поиски совершенства.

 

Гораздо труднее, чем дзадзен. Есть две причины:

  1. Переход к вертикальному положению на нижних конечностях. Следовательно – необходимость их контролировать.
  2. Ходьба, как всякое автоматическое движение, рассеивает внимание. Плюс к этому многие начинающие склонны в это время смотреть по сторонам в доджо. Важно часто возвращаться к необходимости хорошо вытягивать колено и оказывать сильное давление на основание большого пальца, хорошо втягивать подбородок, делать длинный выдох и позволить вдоху происходить самому по себе, естественно.

Нужно также напоминать про расслабление всего тела во время перемещения задней ноги вперед. Дать понять, что кин хин – это чередование напряжения и расслабления: каждый новый шаг – это новое движение, возобновление внимание, концентрации. Настаивайте также на важности концентрации на руках. Избегайте, в особенности у женщин, покачивания бедрами из стороны в сторону, синоним вялости.

 

Для новичков, которые еще не усвоили позицию, достаточно просто спокойно дышать через нос, настаивая, прежде всего на выдохе, который должен быть длинным и глубоким, а вдох – коротким и автоматическим.

В пределе, нужно научиться выдыхать медленно, глубоко, толкая брюшную массу к низу, что создает расширение под пупком, где в точке ки каи танден концентрируется энергия. Чтобы поупражняться, можно приложить к этому месту руку, что позволяет проверить, происходит ли расширение. Это верно как для дзадзен, так и для кинхин.

 

Оно является результатом концентрации внимания на дыхании и на позиции. Тогда становится возможным позволить проходить мыслям, не привязываясь к ним. Ни удерживая и не отгоняя их. Не нужно ни хотеть создать пустоту, ни поддерживать произвольные размышления. Ум свободен, без препятствий. Это сознание хиширьё, «думать, не думая, мыслить из глубины не-мышления». Важно не пытаться создать какое-то особое состояние ума, но неосознанно, естественно и автоматически возвращаться к нормальному состоянию тела и ума, с помощью концентрации на позиции и на дыхании.