Ответственные за доджо могут упростить ее в зависимости от участников и от инструментов, имеющихся в доджо.

Если мы делаем санпаи, мы можем оставить свое эго, отбросить свое тело. Человеческие существа отказываются это делать, они предпочитают смотреть на звезды. Но нам нужно иногда возвращаться к земле, бросить наше тело на землю. Это самая высокая позиция, позиция благодарности перед всем космосом и всей природой. Это значит стать смиренным перед космическим порядком».

- Церемония практикуется с тем же умом, что и дзадзен: концентрация здесь и сейчас на дыхании и позиции. В единстве с космическим порядком, мы делаем земные поклоны, но наше поклонение не имеет объекта, не существует разделения между Буддой, нами и поклонами. Земные поклоны и пение сутры позволяют актуализировать самым красивым и самым достойным образом ум дзадзен, перед тем как вернуться в социальную жизнь. Церемония, которую мы здесь опишем – это полная церемония.

Традиционно при Мастере Дешимару три раза пелась «Хання Шингё» по-японски. В барабан стучали во время второго и третьего пения. Если мы решаем петь сутру только два раза, то первый раз мы поем ее по-русски, второй раз – по-японски, и в барабан тогда стучат, начиная с первой сутры – простой ритм, а на второй сутре - двойной. Так же возможно сделать полную церемонию по-русски, так, как она описана в книжечке.)

- После удара в гонг, обозначающего конец дзадзен (в конце Сутры Кеса), ин-кин встает и сопровождает годо. Все практикующие встают. Сначала мы делаем поклон дзафу, затем собранию, мы возвращаем дзафу форму, откладываем ее к стене, и поворачиваемся лицом в центр. Монахи и монахини, носящие большую кеса становятся в первые ряды, затем располагаются бодхисатвы и миряне, люди без посвящения. Мы всегда пропускаем старших вперед.

- Все стоят в гашо. Загу сложены на предплечье левой руки, под рукавом коломо.

- Перед татами, стоя лицом к алтарю, помощник (шуссо) представляет палочку благовоний проводящему (годо). Затем они следуют тому же ритуалу, что и перед началом дзадзен:

- Проводящий и помощник вместе идут к алтарю, проводящий справа, руки в гашо, помощник слева, неся благовония.

Два удара в ин-кин.

Перед алтарем помощник ставит благовония в курильницу, затем отодвигается и идет и садится на гонг.

- Если в доджо есть киосакуман, то он садится на гонг, а шуссо возвращается на свое место, чтобы поддерживать дух в доджо, в то время как проводящий зажигает шоко.

 

 

 

- Ин-кин звонит один раз на каждый шаг проводящего, затем все быстрее, когда он и все практикующие раскладывают загу. (fig.5)

- Три полных поклона (санпаи): все практикующие делают санпаи (fig.6), следуя за звоночком: один звоночек, когда проводящий склоняется в гашо, один – когда он касается лбом земли и один – когда он поднимается. Все должны быть внимательны к тому, чтобы оставаться в гармонии и хорошо следовать за проводящим. Все практикующие вновь стоят в гашо.

 

Fig. 6

 

- Проводящий один возвращается к алтарю, по левой стороне, делает подношение шоко, делает шаг направо поворачивается лицом к гонгу. В этот момент делается один удар в гонг. Тогда все собрание садится на колени, руки как в дзадзен.

- Ин-кин звонит на каждый шаг проводящего.

Проводящий один делает санпаи. Ин-кин звонит на каждое гашо Гонг отмечает паи каждый раз, когда лоб проводящего касается пола (всего три раза вместе с первым ударом); на третьем паи, делается глухой удар в гонг и ответственный на мокугьё тоже делает глухой удар, затем делается удар барабан.

 

Когда проводящий поднялся и поклонился в гашо, ответственный на гонге запевает Мака Хання Харамита Шингьо.

Во время сутры проводящий встает, идет к алтарю, сложив руки в гашо, делает подношение шоко, затем он возвращается к татами и делает санпаи; один удар в ин-кин на каждое гашо, один удар в гонг каждый раз, когда лоб проводящего касается пола. Ответственный на гонге делает удары в гонг так, как это показано в тексте сутры, но всегда отдает приоритет годо.

Сразу после Хання шингё проводящий поет «Шу Джо Мухен Сейгандо» один.

Последующие три клятвы поют все вместе. Удар в гонг заканчивает каждую фразу.

Все сидят в сейдза, руки в гашо.

 

 

ЭКО: его поет проводящий.

При глухом ударе в гонг все склоняются, кладя лоб на руки, соединенные в гашо на земле. (fig.7)

 

При ударе в ин-кин все встают и стоят в гашо.

 

«Джи Хо Сан Ши» : после эко, все поют три фразы сутры, делая земной поклон на каждую фразу, следуя за звоночком.

Поднимаясь после последнего паи, каждый берет свое загу, беря его за два верхних угла, складывает его, повернувшись от алтаря в четверть оборота, затем кладет ее на левое предплечье. Наконец, все склоняются в гашо, одновременно вместе с проводящим. В этот момент гонг и звоночек, чередуясь, звонят ускоряющуюся серию.

Звоночек сопровождает проводящего к выходу, звоня на каждый его шаг. Никто не должен выходить прежде них.

Каждый практикующий делает гашо перед алтарем и выходит с правой ноги (fig.8). киосакуман остается последним, чтобы погасить свечи и свет и следит за тем, чтобы никто не задерживался в доджо.