Лестница судного дня

Если вы читали мои книги, эта глава будет вам знакома, так что можете ее пропустить. Если нет, прочтите, поскольку здесь я представляю свое изобретение – замечательный инструмент управления, разработанный годы назад в приступе вдохновенного бреда. На сегодняшний день этот мой бред прошел испытания в семьях по всему миру, и большинство людей сочли, что, если его использовать строго по правилам, это исправит почти все поведенческие отклонения.

Я говорю «большинство», поскольку некоторые люди ненавидят Лестницу судного дня. В основном это маленькие люди, и причина, по которой они испытывают к ней ненависть, в том, что метод работает. Доказательством эффективности послужил стишок ненависти, который я получил от десятилетней девочки пару лет назад. Ее родители начали использовать Лестницу, и она так ее ненавидела, что решила поделиться со мной своими мыслями, выраженными в стихах.

Должно быть, я на верном пути, если получаю от десятилетних девочек такие стихи.

Единственным условием использования Лестницы является то, что дети должны иметь представление о времени, особенно о его убывании. Они должны уметь понимать, что, когда вы отнимаете время, им приходится ложиться раньше. К старшим девочкам применяются другие наказания (ограничение времени прогулок, работы за компьютером, общения по телефону или уменьшение суммы карманных денег).

Вот как это работает.

1. Нарисуйте на листе бумаги шкалу, как показано на рисунке. Шкала начинается со времени обычного отхода ко сну и опускается получасовыми промежутками до того времени, когда ваша дочь возвращается из школы. Если ваша дочь ходит в детский сад, разделите шкалу на деления по десять или пятнадцать минут.

2. Повесьте шкалу на холодильник, где она сможет ее видеть.

3. На шкалу поместите магнит. Он станет отметкой, указывающей время отхода ко сну. У каждого ребенка должен быть свой магнит, отличный от других.

4. Каждое утро ставьте магнит на верхнюю отметку.

5. Если девочка плохо себя ведет, опустите магнит на одно деление. Если плохое поведение не прекращается в означенный период времени (обычно на счет «раз – два – три»), магнит опускается еще на одно деление.

6. Если вы попросили ее что-то сделать в установленный срок (отмеряйте время таймером на микроволновке) и это не выполнено, не колеблясь передвиньте магнит вниз.

7. Продолжайте сдвигать его вниз до тех пор, пока ваша дочь не выполнит поручение или пока магнит не достигнет текущего времени, после чего ребенок без разговоров отправляется в постель. Если магнит опустился до 15.30 и на часах 15.30, значит, она идет в постель.

8. Этот пункт очень важен.Потеряв время на шкале, она сможет его вернуть благодаря исправительным работам (см. ниже).

9. Хвалите ее в те дни или недели, когда магнит не опускается. Решите, сколько требуется успешных дней, чтобы квалифицировать всю неделю как положительную и поощрить дочь.

(Это должен быть достаточно сложный, но достижимый результат. Можете начать с двух успешных дней в неделю и постепенно увеличивать их число, когда ее поведение станет лучше.)

Таким образом Лестницу можно использовать в качестве аналога расписания с наклейками.

 

Исправительные работы

В концепции Лестницы судного дня очень важны исправительные работы. Эти задания дают возможность выйти из отрицательных циклов и вернуться в положительные. Цель исправительных работ – вернуть дочери хорошее настроение. Вот несколько примеров подобных заданий.

Подмести подъездную дорожку.

Разгрузить посудомоечную машину.

Повесить белье.

Прибрать в своей комнате.

Пропылесосить.

Вымыть туалет.

Вымыть машину.

 

Очень важно, чтобы она имела возможность выбирать задания, поскольку это увеличивает шансы на согласие. Я советую родителям завести небольшую коробку с карточками, на каждой из которых будут написаны отдельное задание и этапы его выполнения, чтобы дети сами могли решать, что им сегодня делать. Например.

 

Разгрузить посудомоечную машину

1. Аккуратно достать из машины каждый предмет.

2. Проверить, сухой ли он.

3. Убрать на место.

4. Закрыть машину.

5. Вытереть воду с полки.

 

Установив точную последовательность действий, вы избежите споров о том, выполнено задание или нет. Карточка – это объективная проверка: вам нужно только прочесть ее, взглянуть на сделанное и сравнить. Если на полке вода, скажите: «Все хорошо, но ты забыла пятый пункт. Скажи, когда закончишь, и я подниму магнит».

Масштаб исправительного задания должен отражаться на размере компенсации. К примеру, вы можете поднять магнит на два деления (час) за то, что дочь прибралась в своей комнате, и на одно деление (тридцать минут), если подмела дорожку. Зависит это и от ее возраста.

Когда ваша дочь завершит задание, не скупитесь на похвалы, чтобы ее настроение улучшилось от решения вернуться к здравому поведению.

 

Как использовать Лестницу для девочек старшего возраста?

Когда у вас есть концепция уменьшения времени за непослушание и увеличения времени за выполнение исправительных работ, нетрудно понять, как использовать этот метод с девочками старшего возраста. Настанет время, когда отправлять ее в постель на час раньше станет глупо (обычно начиная с 13–14 лет), и придется заменить это наказание чем-то другим. Вот что вы можете использовать:

– время, после которого ей запрещается уходить гулять;

– время за компьютером;

– время на разговоры по телефону;

– карманные деньги;

– одежда (постепенно забирайте у нее одежду, уменьшая выбор);

– расстояние, которое вы готовы преодолеть, чтобы привезти ее на машине к друзьям.

И это лишь начало. Уверен, если вы пораскинете мозгами, то найдете множество разнообразных и интересных вариантов для Лестницы судного дня.

 

Почему это работает?

Лестница работает по целому ряду причин. Это довольно непростой инструмент с понятной и четкой структурой. Кроме того, он наделяет ответственностью их, а не вас. Вам не надо успокаивать свою дочь, если она кричит; все, что от вас требуется, это сдвинуть магнит вниз, и она смолкнет. Так ей станет ясно, что это она контролирует свои эмоции, а не наоборот.

 

Все дело в равновесии

С девочками-подростками всегда следует думать о равновесии. Вы не должны давать ей слишком много свободы. Она может утверждать, что она хочет ее, но это не так; в любом случае, слишком много свободы – нехорошо. Однако вы не должны контролировать дочь настолько, чтобы она превратилась в пленницу в собственном доме. Если вы управляете всеми аспектами ее жизни и каждую секунду говорите, что делать, в конечном счете вы только навредите ей.

Девочкам, как и мальчикам, необходимо пространство. Никто не хочет, чтобы его жизнь была под тотальным контролем и управлялась со стороны, но никто не хочет и анархии. Необходимо найти разумную, обоснованную, гибкую середину. Это лучшее место.

 

Как сложить все вместе: Кара (девочка из предисловия, помните?)

После того как Кара театрально удалилась из моего кабинета, я поговорил с ее мамой и папой об изменении подхода к воспитанию дочери. К их огорчению, исправить Кару было невозможно, но причина, к счастью, заключалась в том, что Кара в исправлении не нуждалась. Она вела себя именно так, как и должна вести тринадцатилетняя девочка, пусть немного грубо и оскорбительно. Тем не менее ее грубость не была чрезмерной.

Не все подростки ужасны, большинство из них похожи на Кару, у них есть свои особенности, но в целом это можно пережить.

В случае Кары я посоветовал родителям сделать несколько простых вещей.

Прежде всего им надо было понять, что изменить Кару невозможно. Вместо того чтобы путаться и выдумывать, будто их дочь демонстрирует ранние признаки серийного убийцы, они должны были осмыслить образ «чокнутой тети Харриет» и происходящие в мозге дочери перемены. По моему опыту, когда все это более-менее ясно, некоторые выбивающие из колеи черты подросткового поведения становятся понятны куда лучше.

Родителям Кары следовало ввести несколько простых правил, касающихся того, как разговаривать друг с другом

Если эти правила будут нарушаться, родители должны применить определенные меры (хотя я имел в виду наказания). (Они решили использовать Лестницу судного дня и регулировать время пользования компьютером, что давало неплохой рычаг воздействия, поскольку Кара была помешана на Bebo .)

Чем более разумной будет становиться девочка, чем уважительнее с ними разговаривать, тем увереннее они могут идти ей навстречу и увеличивать время на любимое занятие.

Питер обещал уделять дочери чуть больше внимания, а не прятаться, оставляя ее одну из опасения расстроить.

 

Через пару недель я позвонил им. Хотя ситуация не стала идеальной (и никогда не станет, поверьте), во многом она улучшилась.

Питер и Аманда теперь меньше беспокойлись о том, что Кара «выходит из-под контроля», и позволяли ей принимать решения самостоятельно, какими бы они, эти решения, ни были. Когда родители слегка расслабились и создали более четкую структуру взаимодействия, дела пошли на лад.

– Последнюю неделю у нас все очень неплохо, – сказал мне Питер.

– Чудеса случаются, – ответил я.

 

Хотя, если честно, это не столько чудеса, сколько четкое выполнение повседневных правил. Поступки и их последствия – вот о чем вам нужно помнить.