Этапы творческого процесса
Замысел. Изучение процесса работы писателя над произведением естественно начать с замысла - не потому, что из нее всегда начинается собственно работа (отдельные наблюдения и даже образы могут возникнуть еще до рождения замысла), но потому, что в замысле впервые выражается творческая концепция писателя. По определению А. Толстого, "замысел произведения - это стержень произведения". Рождение замысла самим автором часто представляется неожиданным: писатель не может установить сложную цепь ассоциаций и импульсов, которые далеко не всегда контролируются сознанием. Элемент сознания в замысле колеблется в зависимости от особенностей писательского дара. Замыслу предшествует "период изначального художественного накопления". Так назвал его А. Фадеев, охарактеризовав явление следующим образом: "... в сознании художника образы суетятся хаотично, в неоформленном виде; ... нет еще цельных, законченных художественных образов, есть только сырой материал действительности", только впечатления от наиболее поразивших его " лиц, характеров людей, событий, отдельных положений, картин природы "и т. п. Замысел привносит порядок в этот еще бесформенный и хаотичный процесс:" ... Весь накопленный материал в определенный момент вступает в некое органическое объединение с теми основными мыслями, идеями, которые выносил ранее в своем сознании художник, как всякий живой человек, который думает, борется, любит, радуется и страдает ". Создание замысла связано со все большей кристаллизацией главной идеи произведения.
Акт творчества. Работа писателя, как и всякая другая, протекает в определенных социальных обстоятельствах, тесно связанных с творческими интересами данного писателя, особенностями его психики, наконец, с материальными условиями, в которых ему приходится писать. У каждого писателя есть свои творческие привычки и навыки. Одни писатели более успешно творят вдали от больших городов, другие, напротив, вдохновляются суетой городской жизни. Хотя творчество и не требует обязательно благоприятных условий труда, оно все-таки более успешно протекает там, где писатель имеет возможность отмежеваться от мелких раздражителей, которые мешают творческому процессу. При этом писателю нужна полная душевная уравновешенность. Процесс писания может быть или регулярным, если писатели распределяют время написания по дням, или по наитию, когда мастера слова не придерживаются определенного расписания и идут вслед за внезапным порывом. Ни один из этих методов писателей работы не может считаться более правильным в отношении друг к другу. Однако, не отрицая значения систематической работы, теоретики психологии творчества считают, что задача писателя не сводится к выполнению запланированного количества страниц в день и что нельзя исключать значения плодотворного порыва Самым тяжелым при написании произведения писатели считают начало, первое предложение, которое задаст тон всему произведению. Начав писать, писатель обычно вовлекается в работу.
Обработка произведения. После того как произведение написаны, автор обычно начинает обработку. Только что созданная структура еще далека от совершенства: ее еще надо почистить, промыть, освободить от "мусора". Все это выполняется в процессе обработки произведения во всех его планах - идейно-тематическим, образном, сюжетно-композиционном и, чаще всего, языковом. Прежде чем начать обработку, писатель должен стать читателем своего произведения со стороны. Ранее он писал, не задерживаясь на мелочах; теперь работа над мелочами начинается. Для того, чтобы эта работа была успешной, писатель должен отложить свое произведение и будто забыть о нем. Если это будет сделано, работа "кажется чужой, с которой вы не связаны ничем, и тогда уже легко думать о фактах в целом и делать изменения, дополнения и поправки" (А. Островский).
Переработка. Даже в тех случаях, когда произведение закончено и внешняя обработка завершена, оно нередко требует существенной переработки. Понимая это, автор или совсем не публикует свое произведение, или, уже опубликовав его, возвращается к работе над ним. Чем больше проходит времени с момента завершения первоначального текста, тем более ярко понимает писатель, что его затея не нашла себе адекватного выражения. С годами у писателя растет требовательность к себе, и это заставляет его обратить внимание на недостатки произведения. Такое стремление к переработке свойственно не всем писателям. Да, не любили перерабатывать свои произведения Ж. Ж. Руссо, Байрон; понимали значение стадии переработки произведения В. Шекспир, Л. Толстой. Решение о коренной переработке может возникнуть с изменением взглядов писателя на жизнь и проблемы, с желанием перенести смысловые акценты произведения из одних персонажей на другие - другими словами, идеологические мотивы пересекаются с чисто художественными.
Восприятие произведения читателями и критиками. Художественное произведение как продукт работы писателя предназначено для читательского восприятия. Каким оно будет, зависит от того, насколько писатель сумел раскрыть свой талант, реализовать свой замысел. Писатель может лишь надеяться, что его произведение найдет отклик в сердце читателя, заставить задуматься, ставить вопросы и отвечать на них. Однако нередко читатели (как обычные любители, так и критики-профессионалы) способны "увидеть" в произведении нечто "свое", близкое им, провести параллели с проблемами в других произведениях других писателей, "выйти" к обобщениям, на которые и "не замахивался" сам писатель. Таким образом реализуется сверхзадача литературного произведения - раскрыть слои смыслов, лежащих за пределами конкретного текста.
Сотворчество читателя и писателя. Читатель, сам того не зная, является соавтором книги задолго до того, как она до него дойдет. Он живет с автором в часы сомнений, борьбы и решений. Автор чувствует на себе читательский взгляд, ждет его смеха или слез, готов уступить, если заметить на лице будущего читателя нетерпение, недовольство, гнев, и эти симптомы вдохновляют писателя, впоследствии он начинает раздражать и волновать читателя. Невидимый читатель, хотя и бестелесный, обладает удостоверением личности, где указаны его вероисповедание, гражданство, национальность, происхождение, возраст, гражданский статус, имущественный ценз, пол. Некоторые писатели пишут только для женщин, другие - для молодежи, интеллигенции, крестьян. Они хотят находиться в гармонии со своими чувствами, приспосабливать их к понятиям, а когда они должны им противостоять, то будут делать это, учитывая мнения читателей, не отходя от своих мыслей, будут писать так, чтобы не искажать своих намерений и не выйти за границу восприятия своего читателя.