Садху-вритти – следовать по стопам предшествующих ачарьев 3 страница

Вайшнав-грихастха должен постоянно воспевать святые имена, тщательно оставив десять оскорблений. Как утверждается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 4.70-71):

«Среди путей совершения преданного служения девять предписанных методов являются наилучшими, ибо эти методы обладают необычайной способностью давать Кришну и экстатическую любовь к Нему. Из этих девяти методов преданного служения самым важным является всегда повторять святое имя Господа. Если преданный делает это, избегая десяти оскорблений, он очень скоро достигнет драгоценнейшей любви к Богу».

Домохозяин должен принять чистое преданное служение, которое основывается не просто на религиозных сентиментах. В Чайтанья-бхагавате (Мадхйа 23.41) Господь говорит:
«Чем он обладает таким, что дает ему право видеть Мой танец? Неужели, если питаться молоком, то так можно достичь преданности Мне?»

Для живого существа настроение слуги является правильным, а настроение господина – пагубным. Как утверждается в Чайтанья-бхагавате (Мадхйа 23.480-482):

«Все грешники называют себя Богом, чтобы насытить свои животы, но на самом деле они идиоты. Принимая материальное тело, предназначенное в корм собакам, они называют себя Богом под влиянием внешней энергии Господа Вишну».

Вайшнав-грихастха должен формировать свой характер, следуя примеру Господа Чайтаньи и Его последователям. Домохозяин должен жить и зарабатывать на жизнь так, как показано Господом Чайтаньей и Его последователями. Если человек желает Кришну во всей своей деятельности, то такая деятельность благоприятна. Стремясь удовлетворять свои чувства и получать ненужные результаты, человек становится материалистом. Для преданного безразлично, будет ли он оставаться домохозяином или станет отреченным. Шрила Рамананда Рой, Шри Пундарик Видйанидхи, Шри Шриваса Пандит, Шри Шивананда Сен, Шри Сатйараджа Кхан и Шри Адвайта Прабху – все они были грихастхами и показали нам пример безупречной жизни. Разница между домохозяином и отреченным заключается в различных средствах дохода. Если дом благоприятен для преданного служения, то преданный не должен покидать его. Но когда дом становится неблагоприятным для его служения, он становится достойным покинуть дом, В это время отрешенность к дому, которую он развивает благодаря преданному служению становится приемлемой. По этой причине Шриваса Пандит не покидал дома. По этой же причине Сварупа Дамодара принял санньясу. Все подлинные преданные оставались дома или в лесу именно по этой причине. Тот, кто покинул дом из этих соображений, называется подлинным отреченным. Он всегда осторожен, чтобы избегать оскорблений святого имени. Теперь давайте рассмотрим занятия отреченного.

В Шри Чайтанья-чаритамрите (Атнья 6.222-227, 236-237) Шри Чайтанья Махапрабху в беседе с отреченным Рагхунатхой дасом Госвами сказал следующие слова:

«Рагхунатха дас молодец, ибо он поступил подобающе для человека, находящегося в отреченном укладе жизни. Отреченный должен всегда повторять святое имя Господа. Он должен просить милостыню на пропитание и таким образом поддерживать жизнь Вайраги (человек, находящийся в отреченном укладе) не должен зависеть от других. Если он будет зависеть от других, то потерпит неудачу и Кришна отвернется от него. Если отреченный стремится вкушать различные виды пищи, то он утратит духовную жизнь и будет слугой вкусов своего языка. Обязанность человека, находящегося в отреченном укладе – всегда повторять Харе Кришна мантру. Ему следует удовлетворять свой желудок овощами, листьями, фруктами и корнеплодами, которые приходят без труда. Тот, кто становится слугой языка и скитается повсюду, потакая половым органам и желудку, не сможет обрести Кришну. Не говори подобно обычным людям и не слушай, что они говорят. Ты не должен есть очень вкусную пищу и изысканно одеваться. Не ожидай почета, но оказывай должное почтение другим. Всегда повторяй святое имя Господа Кришны и в уме неси служение Радхе и Кришне во Вриндаване».

Санньяси или отреченный не должен жить в своей деревне вместе со своими родственниками. Как говорится в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 3.177):

«Приняв санньясу, человек не должен оставаться в месте рождения, окруженный родственниками».

Отреченный не должен общаться с царем или женщиной. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 11.7) Господь сказал:

«Поскольку Я нахожусь в отреченном укладе, Мне опасно встречаться с царем, настолько же, как и с женщиной. Общаться с ними – подобно тому, что выпить яд».

Отреченный должен оставаться безупречным. Как говорится в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 12.51-53):

«Как только обычные люди находят малейший изъян в поведении санньяси, это сразу же распространяется повсюду, как лесной пожар. На белой ткани невозможно утаить чернильное пятно. Оно всегда заметно. Затем Шри Чайтанья Махапрабху сказал: В большом горшке может быть много молока, но если оно осквернено каплей спиртного, его нельзя касаться».

Поведение отреченного объясняется в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 17.229):

«Его ум был охвачен огромной экстатической любовью день и ночь. Он ел и омывался просто по привычке».

Признаки псевдо-отреченного описаны Господом в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 2.117-118, 120, 124, 5.35-36):

«Господь ответил: Я не могу видеть лица человека, принявшего отреченный уклад жизни, но фривольно разговаривающего с женщиной. Чувства настолько сильно привязаны к объектам наслаждения, что в действительности даже деревянная статуя женщины привлекает ум даже великого святого. Есть множество отреченных, практически не имеющих ничего, но которые принимают отреченный уклад подобно обезьянам. Они ходят повсюду, предаваясь чувственным наслаждениям и фривольно беседуя с женщинами».

«Шрн Чайтанья Махапрабху сказал: Я не могу совладать со Своим умом. Ему не нравится видеть человека, находящегося в отреченном укладе, и разговаривающего фривольно с женщиной. Что говорить о том, чтобы видеть женщину, если Я даже слыша имя женщины, я чувствую, как это влияет на Мой ум и тело. Поэтому кто может оставаться незатронутым при виде женщины? Это очень трудно».

Подобно этому, очень высоко ценится отречение в сердце домохозяина. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 5.80) Господь говорит:

«Хотя Рамананда Рай был домохозяином, он не находился под властью шести видов побуждений тела. Хотя внешне он выглядел мирским человеком, он давал наставления даже отреченным».

Отреченный не должен принимать пищу или пожертвования от материалистичных людей, а также не должен приглашать других отреченных принимать пищу или пожертвования от таких людей. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 6.274-275) Шрила Рагхунатха даса Госвами говорит следующее:

«Я приглашаю Шри Чайтанью Махапрабху, принимая пищу от материалистичных людей. Я знаю, что ум Господа не удовлетворен этим. Мое сознание нечисто, поскольку я принимаю все эти пожертвования от людей, которых интересуют лишь деньги. Поэтому подобного рода приглашениями я заработаю лишь некую материальную репутацию».

Господь ответил в Шри Чайтанья-чаритамритк (Антья 6.278-279):

«Когда преданный ест пищу, приготовленную материалистичным человеком, его ум оскверняется, а когда ум оскверняется, он не может должным образом думать о Кришне. Когда преданный принимает приглашение от человека, оскверненного материальной стихией страсти, и тот, кто угощает, и тот, кто принимает угощение – умы обоих оскверняются».

Для отреченного не пристало ожидать, что ему подадут милостыню. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 6.284, 286) говорится:

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: Он очень хорошо поступил, что больше не стоит у ворот Симха-двара. Подобное выпрашивание милостыни напоминает поведение проститутки. Если пойти к ларьку, где бесплатно раздают пищу, и наполнить желудок тем, что дадут там, то тогда не будет шансов вступать в нежелательные разговоры и можно совершенно спокойно повторять Харе Кришна маха-мантру».

Отреченный не должен строить больших храмов или домов. Делая это, он вовлекается в деятельность домохозяев. Он должен медитировать на служение поклонения говардхана-шиле. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 6.296-297) говорится:

«Для такого поклонения нужен лишь кувшин воды и несколько цветов туласи. Если такое поклонение совершается с абсолютной чистотой, оно лежит в абсолютной благости. С верой и любовью ты должен предлагать восемь мягких цветов туласи с двумя листикам туласи по обеим сторонам цветка».

Преданные принимают уклад санньясы только в особых ситуациях. Он требуется не всегда. Вайшнава, родившийся в семье брахманов может принять такую санньясу, когда покидает дом, но он не должен принимать те ее компоненты, которые враждебны преданному служению. В отношении качеств Сварупы Дамодары Прабху в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа10.107-108) говорится следующее:

«Он с огромным энтузиазмом и ни на что не отвлекаясь поклонялся Шри Кришне. Поэтому принятие санньясы было почти безумием. Приняв санньясу, Пурушоттама Ачарья исполнил все регулирующие принципы, расставшись с шикхой и священным шнуром, но он не стал одеваться в шафрановую одежду. Он также не принял титула санньяси, но остался найштика-брахмачани».

Можно также принять санньясу в виде сведения к минимуму своих потребностей. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мдхйа 20.78, 81) есть следующее утверждение относительно качеств Шри Санатаны Госвами:

«Когда Тапана Мишра дал Санатане Госвами поношенное дхоти, Санатана немедленно разорвал его на части и сделал из него два комплекта верхней и нижней одежды. Санатана ответил: Я буду практиковать метод мадхукари. Почему я должен вкушать в доме брахмана в один прием?»

Ответ Господа дан в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.92):

«Практика мадхукари не состыкуется с ношением дорогого одеяла. Делая это, преданный теряет духовную силу и также становится объектом насмешек».

В связи с общением Вашнава-санньяси в Чайтанья-бхагавате (Антья 4.419-421, 423-424, 426, 428) описываются качества Шри Мадхавендры Пури:

«Люди были обусловлены стихией невежества, и под влиянием вишну-майи лишились всяческого знания. Шрила Мадхавендра Пури испытывал огромную боль при виде безбожия людей, и он не мог найти никого, с кем бы поговорить. Иногда он заговаривал с санньяси, но к своему отвращению обнаруживал, что те называли себя Нараяной. Гьяни, йоги, тапасвиш и знаменитые санньяси никогда не говорили о славе служения Верховному Господу. Все учителя и преподаватели интересовались лишь логикой и аргументами. Они отказывались принять духовную форму Господа Кришны. Шрила Мадхавендра Пури подумал: Зачем я слоняюсь между людей в поисках Вайшнава? Куда бы я не пришел, я даже не слышу слова «Вайшнав». Поэтому он решил, что лучше жить в лесу, где не придется разговаривать с непреданными».

Вайшнав-санньясиш должен оставить символы, используемые Майавади. Относительно качеств Шри Брахмананды Бхарати Шри Чайтанья-чаритамрита (Мадхйа 10.154) говорит:

«Когда Шрн Чайтанья Махапрабху и Его преданные подошли к нему, они увидели, что тот одет в оленью шкуру. Увидев это, Шри Чайтанья Махапрабху очень огорчился».

В отношении того, как санньяси должен видеться с чистыми Вайшнави-грихастха­ми, в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 12.42) описывается следующее:

«Шри Чайтанья Махапрабху встретил их всех так же, как и в предыдущие годы. Однако женщины могли увидеть Господа лишь с расстояния».

Отреченному Вайшнаву запрещаются все виды наслаждений. Как говорится в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 12.108):

«Господь ответил: Санньяси не должен пользоваться маслами, в особенности таким ароматическим маслом. Убери его немедленно».

Отреченному Вайшнаву запрещено слушать пение женщины. Как описывается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 13.78, 80, 83-85):

«Однажды, когда Господь шел в храм Ямешвары, в храме Джаганнатхи начала петь певица. Услышав издалека песню, Шри Чайтанья Махапрабху немедленно пришел в экстаз. Он не знал, поет ли это мужчина или женщина. Тогда Говинда схватил Господа и закричал: «Это поет женщина!» Как только Господь услышал слово «женщина», Он пришел в сознание. Он сказал: «Мой дорогой Говинда, ты спас Мне жизнь. Если бы я прикоснулся к женщине, я бы несомненно умер»».

Относительно места для сна отреченного, в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 13.5-7, 10, 12, 14-15, 17-19) говорится следующее:

«Господь был очень худым, и Он обычно спал на сухой коре банановых деревьев. Джагадананда не мог этого вынести, поэтому он придумал план. Он достал тонкую ткань и покрасил ее красной охрой. Затем он наполнил ее хлопком с дерева шимула. Когда Шри Чайтанья Махапрабху увидел одеяло и подушку, он немедленно пришел в гнев. Господь попросил Говинду убрать одеяло и подушку. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: Ты принеси Мне сюда еще кровать. Джагадананда хочет, чтобы я наслаждался материальным счастьем. Я отреченный, поэтому должен лежать на полу. Для меня использовать кровать, одеяло и подушку – это стыд и позор. Тогда Сварупа Дамодара Госвами придумал другой план. Сперва он принес большое количество сухих банановых листьев. Он разорвал эти листья ногтями на очень тонкие волокна, и наполнил этими волокнами два куска ткани, которую Господь использовал как верхнюю одежду. Таким образом Сварупа Дамодара сделал некое подобие постели и подушки, и после долгих уговоров преданными Шри Чайтанья Махапрабху принял их».

Относительно пищи отреченного, Господь сказал в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 8.84-85):

«Шри Чайтанья Махапрабху ответил: Почему вы все сердитесь на Рамачандру Пури? Он провозглашает естественные принципы жизни санньясы. Почему вы обвиняете его? Потакать своему языку для санньяси – это огромное оскорбление. Обязанность санньяси – есть лишь столько, сколько необходимо, чтобы поддерживать душу в теле».

Все упомянутые выше компоненты являются должными видами занятий для отреченных Вайшнавов.

Теперь мы объясним должные занятия для всех Вайшнавов – и домохозяев, и отреченных. В век Кали нет иной обязанности, кроме как воспевание святых имен и мантр Кришны. Всем необходимо принять посвящение в повторение святого имени Кришны. Как говорится в Шри Чайтанья-чаритамрите (Ади 7.73-73, 97 и 17.30, 75):

«Просто воспевая святое имя Кришны можно обрести свободу от материального существования. В действительности, просто повторяя Харе Кришна мантру, человек сможет увидеть лотосные стопы Господа».

«В этот Век Кали нет иных религиозных принципов, кроме воспевания святого имени, которое является сущностью всех Ведических гимнов. Это заключение всех священных писаний».

«По сравнению с океаном трансцендентного блаженства, которое вкушает человек, воспевающий Харе Кришна мантру, удовольствие, черпаемое от осознания безличного Брахмана (брахмананда) подобно воде в полувысохшем канале».

«Следует строго следовать принципу, заключающемуся в том, чтобы всегда повторять святое имя, и следует быть удовлетворенным тем, что приходит без особого труда. Такое поведение преданного является прочной основой для его преданного служения».

«Следуя путям эмпирического философского познания, кармической деятельности или мистической йоги с целью контроля чувств, невозможно удовлетворить Кришну, Верховного Господа. Беспримесная любовь и преданность Кришне – это единственная причина его удовлетворения».

Должная процедура и наставления относительно принятия духовного учителя даны в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 8.128, 221, 229):

«Человек может быть брахманом, санньяси или шудрой – не важно – если он знает науку о Кришне, он может быть духовным учителем. Если преданный поклоняется Господу на пути спонтанной любви и отправляется во Вриндаван, он получает прибежище у Враджендра-нанданы, сына Нанды Махараджи. Думая о Радхе и Кришне и Их играх в течение долгого времени и полностью освободившись от материальной скверны, преданный переносится в духовный мир. Там он обретает возможность служить Радхе и Кришне как одна из гопи».

Необходимо всегда общаться с преданными. Следует общаться с заботливыми преданными, более продвинутыми, но обладающими тем же складом ума. Как объясняется в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 8.251):

«Из всех видов благоприятной деятельности, какая наиболее благоприятна для живого существа? Рамананда Рай ответил: Единственная благоприятная деятельность – это общение с преданными Кришны».

Хотя Вайшнав принадлежит к авторитетной сампрадайе, к общению с ним нужно подходить в соответствии с утверждениями Господа в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 9.276-277):

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: И те, кто стремится наслаждаться плодами своего труда, и философы-эмпирики считаются непреданными. Мы видим в вашей сампрадайе и те и другие элементы. Единственное достоинство, которое я вижу в вашей сампрадайе – это то, что вы принимаете форму Господа как истину».

Не следует оставаться в месте, где проповедуются несовместимые настроения или заключения, противоречащие принципам преданного служения. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 10.113) имеется следующее утверждение:

«Шри Чайтанье Махапрабху никогда не нравилось слушать книги или стихи, противостоящие заключениям науки преданного служения. Господь не любил слушать расабхасу, или накладывание одного трансцендентного настроения на другое».

Следует старательно обрести хорошие качества, необходимые для преданного служения. Природа преданного описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 7.72):

«Такова природа ума необыкновенной личности. Иногда он мягок, как цветок, а иногда жесток, как молния».

Благотворительная деятельность преданного описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 8.39):

«Святые личности просто по своей природе всегда освобождают падшие души. Поэтому они ходят по домам людей, хотя у них нет там никаких личных интересов».

В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 11.4) Господь дает пример того, как преданный должен давать обещание:

«Господь уверил Бхататчарью, что он может говорить без страха, но добавил, что если его высказывание будет подходящим, Он примет его, а если нет – отвергнет».

Блага любовных отношений с преданным описаны в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 11.26):

«Шри Чайтанья Махапрабху затем сказал: Мой дорогой Рамананда Рай, ты высочайший из всех преданных Кришны. Поэтому тот, кто любит тебя, несомненно, очень удачлив».

Твердая решимость в своей привязанности описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 12.31):

«И все равно, разве это не в природе привязанного человека, что если он не получит желаемый объект, то он будет готов расстаться с жизнью?»

Необходимость учить других, подавая хороший пример, описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 12.117):

«Господь часто говорил: Ты поступил хорошо. Пожалуйста, научи этому других, чтобы они могли действовать подобным образом».

Необходимость в осторожности и рвении при совершении преданного служения описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 24.171):

«Без искренних усилий в преданном служении невозможно обрести любовь к Богу».

Необходимость оставить общение логиков описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадйа 12.183):

«Я просто продолжал тявкать в обществе шакалов по имени логиков. Теперь теми же устами я повторяю имена Кришны и Хари».

Пример того, как преданный испытывает страдания при виде страданий других, дается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 15.162):

«Мой Господь, мое сердце разрывается при виде страданий всех обусловленных душ. Поэтому я прошу Тебя перенести карму их греховных жизней на мои плечи. Мой дорогой Господь, пусть я буду вечно страдать в аду, приняв греховные реакции всех живых существ. Пожалуйста, положи конец их болезненной материальной жизни».

Необходимость иметь чистое сердце описано в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 15.274):

«Сердце брахмана по природе очень чисто. Поэтому оно является подходящим местом, чтобы там пребывал Кришна».

Следует оставить зависть или испытывание несчастья при виде процветания других. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 15.275) говорится:

«Почему ты позволил находиться тамже и зависти? Из-за этого ты уподобился чандалу, низшему из людей, поскольку ты также осквернил самое чистое место – свое сердце».

Необходимо быть стойким последователем Господа Чайтаньи. Как описывается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 16.148):

«Все преданные оставляли все свои обязанности ради Шри Чайтаньи Махапрабху, однако Господь не любил, когда преданные оставляли свои обещанные обязанности».

Необходимость полностью отвергнуть пороки описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.62):

«Почему Кришна должен позволять тебе оставлять последнюю кроху материальной привязанности? Вылечив болезнь, хороший врач не позволит остаться никаким ее следам».

Вера преданного в заключения науки преданного служения описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.62):

«Неся трансцендентное любовное служение Кришне, человек автоматически совершает все вспомогательные виды деятельности. Это убежденная, твердая вера, благоприятная для совершения преданного служения, называется шраддхой».

Необходимость безраздельного вручения себя Господу описана в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.102):

«Когда преданный таким образом полностью предается лотосным стопам Кришны, Кришна принимает его одним из Своих сокровенных спутников».

Следует с раскаянием оставить атеистические философии, как описано в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 25.43):

«Атеистов, возглавляемых философами Майавади, не интересует освобождение или милость Кришны. Они просто продолжают выдвигать аргументы за и против своих атеистических философий, не задумываясь и не занимаясь духовными вещами».

Преданный всегда должен быть нейтральным. Как описано в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 3.23):

«Не будучи нейтральным, невозможно защищать религиозные принципы».

Преданный должен бояться оскорбить других Вайшнавов. Как утверждается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 3.164):

«Если где-то оскорбляют продвинутого преданного, то из-за одного человека страдает весь город».

Обязанность преданного прощать и проливать милость. Как утверждается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 3.213, 237) и Чайтанья-бхагавате (Ади 13.182):

«Отличительной чертой чистого преданного является то, что он прощает любое оскорбление, нанесенное ему невежественным негодяем. В характере всех святых личностей – быть милосердным к бедным и падшим. Господь сказал: О брахмана. Оставь гордость и служи Кришне, проливая милость на всех».

Долг преданного – проповедовать, подавая хороший пример. Как объясняется в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 4.103):

«Ты одновременно выполняешь обе обязанности в отношении святого имени – своим личным поведением и своей проповедью. Поэтому ты духовный учитель всего мира, ибо ты самый продвинутый преданный в мире».

Обязанность преданного – следовать Вайшнавскому этикету. Как утверждается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 4.130):

«Не смотря на это, преданный по своей природе всегда соблюдает и защищает Вайшнавский этикет. Следование Вайшнавскому этикету – это украшение преданного».

Следует считать тело Вайшнава духовным. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 4.191) говорится:

«Шри Чайтанья Махапрабху сказал: Тело преданного никогда не может быть материальным. Оно считается трансцендентным, исполненным духовного блаженства».

Закончив все дела, связанные с семейной жизнью и чувственными наслаждениями, необходимо поклоняться Кришне в уединенном месте. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 4.214-216) описывается:

«Шрила Рупа Госвами задержался на год в Бенгалии, потому что он делил деньги между родственниками, чтобы должным образом устроить их. Он разделил все деньги, которые накопил в Бенгалии между своими родственниками, брахманами и храмами. Затем, закончив все необходимые дела, он, полностью удовлетворенный, вернулся во Вриндаван».

Преданный обязан оставить желание славы. Как утверждается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 5.78):

«Такова естественная черта продвинутых преданных. Они не говорят лично о своих собственных хороших качествах».

Преданный не должен питать симпатий к мирской поэзии. Как описано в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 5.107):

«Слушание стихов человека, не имеющего трансцендентного знания, и который пишет об отношениях мужчины и женщины, просто приносит несчастье, в то время как слушание слов преданного, полностью поглощенного экстатической любовью, приносит огромное счастье».

Не повиноваться указанию духовного учителя – это оскорбление. Результат описан в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 8.99):

«Если человека отвергает духовный учитель, он становится настолько падшим, что, подобно Рамачандре Пури, он совершает оскорбления даже Верховной Личности Бога».

Преданный должен оставить желание освобождения и гордость своей образованностью. Как утверждается в Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 13.109-110):

«Когда Рамадас Вишвас встретился с Шри Чайтаньей Махапрабху, Господь не пролил на него никакой особой милости, несмотря на то, что это была их первая встреча. В своем сердце Рамадас Вишвас был имперсоналистом, желавшим слиться с существованием Господа, и очень гордился своей образованностью».

Чрезвычайно важно для преданного смирение. В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 20.28) описывается:

«Там, где действительно имеется любовь к Богу, естественные признаки этого таковы, что преданный не считает себя преданным. Он всегда думает, что у него нет ни капли любви к Кришне».

Преданный должен оставить желание быть первым. Как утверждается в Чайтанья-бхагавате (Ади 13.173):

«Стремление победить весь мир с помощью материального образования нежелательно. Если человек занимается преданным служением, его образование становится идеальным».

Преданный должен знать, что Господь один, и понимать Его отношения со всеми живыми существами. В Чайтанья-бхагавате (Ади 16.76-78, 80-81) говорится:

«Мой дорогой господин, есть только один Бог для всех живых существ. Разница между Богом мусульман и Богом индусов – лишь в названии. Согласно всем писаниям – Корану или Пуранам – Бог один. Он есть недвойственная, вечная, трансцендентная Абсолютная Истина, непогрешимый и полностью совершенный. Таким Он живет в сердце каждого. Трансцендентное имя и качества Верховного Господа прославляют священные писания всего мира. Господь принимает индивидуальный дух преданности каждого. Совершая насилие над другими, ты совершаешь насилие над Ним».

Как преданный должен всегда быть прочно утвержден на пути преданного служения, видно из следующего стиха Чайтанья-бхагаваты (Ади 16.94):

«Даже если мое тело изрубят на куски, и я расстанусь с жизнью, я никогда не оставлю повторение святого имени Господа».

Как преданный должен обращаться с врагом, описано в Чайтанья-бхагавате (Ади 16.113):

«О Кришна! Будь милостив к этим живым существам! Прости моим мучителям их оскорбления».

Преданный должен оставить признаки гордости, такие как желание славы и обман. В Чайтанья-бхагавате (Ади 16.228-229) говорится:

«Он выставляет себя важной персоной, подражая каким-то религиозным сентиментам. На самом деле, у этого высокомерного и лживого брахмана нет никакой любви к Кришне. Чтобы достичь преданного служения Господу Кришне, необходимо быть свободным от лицемерия».

Преданный должен отвергнуть кастовое сознание в своей духовной жизни. В Чайтанья-бхагават (Ади 16.238-239) говорится:

«Если преданный Господа имеет незнатное происхождение, он все равно достоин поклонения – таков вердикт священных писаний. А если человек родился в знатной семье, но не поклоняется лотосным стопам Шри Кришны, то его рождение бесполезно, и он падает в ад».

Блага громкого совместного воспевания святых имен описаны в Чайтанья-бхагавате (Ади 16.284-286):

«Пураны говорят, что человек, воспевающий имя Господа громко, в сто раз более благочестив, чем тот, кто повторяет их для себя. О брахмана, выслушай внимательно о причине этого. Тот, кто повторяет тихо, освобождает лишь себя, но тот, кто громко повторяет имена Говинды, освобождает себя наряду со всеми живыми существами, которые слышат его».

Преданный не должен нести ношу священных писаний просто подобно ослу – он должен понимать их смысл. Чайтанья-бхагавата (Мадйа 1.158) подтверждает это следующими словами: