Ниямаграха – чрезмерная привязанность или чрезмерное пренебрежение правилами и предписаниями

Ниямы или правила бывают двух видов – виддхи, или предписания, и нишедхи, или запреты. То что предписано в качестве обязанностей – это предписанное правило. То, что предписано как ограничение – это запретное правило. Оба вида правил благоприятны для живых существ.

Обусловленные души могут достичь очень возвышенного положения из очень низкого. Между этими двумя положениями есть множество промежуточных. Каждое положение – это последовательная ступень. Каждая последовательная ступень является отдельным уровнем прогресса. Для каждой последовательной ступени существуют свои предписания и запреты. Когда живое существо поднимается на определенную ступень и пребывает там, оно обязано следовать предписаниям и запретам этой ступени. Следуя этим данным предписаниям и запретам, человек становится достойным перейти на следующую ступень. Если человек не способен достичь следующей ступени, он падает на более низкую ступень. Это называется деградацией. Достижение более высокой ступени называется прогрессом.

Должное следование наставлением ступени, на которой человек находится, называется «его предписанными обязанностями» или устойчивость в своем положении. Устойчивость в своем положении – это благочестие, а отклонение от своего положения – порок. Кроме этих нет иных пороков и благочестия. Поэтому в Шримад Бхагаватам (11.21.2-7) Господь Кришна дал следующие наставления Уддхаве:

«Устойчивость в своем положении является настоящим благочестием, в то время как отклонение от своего положения считается пороком. Таким образом однозначно определяется и одно и другое. О святой Уддхава, для того чтобы ограничить материальную деятельность, я установил то, что является правильным и неправильным в отношении всех материальных вещей, включая время, пространство и физические объекты».

Предписывающие и запрещающие правила далее разделяются на две категории – относительные и неизменные. Живое существо – это чистый дух. Предписания и запреты, соответствующие неизменному положению живого существа – это неизменные правила. Но когда живое существо отходит со своего трансцендентного положения, оно принимает обозначения, данные иллюзорной энергией и запутывается в этом мире – все это ложные обозначения. Эти обозначения бывают самыми разнообразными, но неизменная ситуация лишь одна.

Для вечного состояния живого существа према – это единственное предписание, а зависть – этоединственный запрет. Это предписание и запрет являются следствиями вечной природы живого существа. Живое существо, наделенное премой и лишенное зависти является вместилищем вечной расы. Хотя расы бывают пяти видов, они все равно представляют из себя одну неразделимую духовную истину. Правила, относящиеся к этому положению здесь обсуждаться не будут. Мы должны лишь знать, что это состояние является вечным состоянием живого существа.

Хотя в обусловленном состоянии правила бывают самыми разнообразными, несмотря на это все ступени разделяются на три главные категории. В соответствии с Ведами, Бхагавад-гитой и смрити, три главных категории – это карма, гьяна и бхакти. Для каждой из категорий даны определенные предписания и определенные запреты. В категории кармы предписаны правила варнашрамы и десять дополнительных самскар, а также регулярное чтение молитв. Грехи и дурные привычки – запрещены. В категории гьяны предписаны санньяса, отречение, непривязанность и обсуждение материи и духа. Деятельность ради ее плодов, запрещенная деятельность и привязанность к чувственным наслаждениям – запрещены. В категории бхакти предписаны безразличие, совершение действий, благоприятных для преданности, следование предписаниям и запретам категории гьяны и культивирование преданного служение с помощью этих предписаний и запретов. Любая деятельность, противостоящая Господу, гьяна, отречение, привязанность к чувственным наслаждениям, выводы, противоречащие преданному служению и прекращение деятельности – запрещены.

Когда обусловленная душа продвигается, оставляя недозволенные действия или отвратительные черты характера, она достигает тогда уровня карма-канды. Такой человек должен оставаться в варнашрама-дхарме и стремиться достичь уровня гьяны. Это его обязанность. Он должен оставаться в варнашраме до тех пор, пока не достигнет отрешенности от материальной деятельности, основывающейся на обсуждении разницы между материей и духом и анализе природы ложного эго. В противном случае он становится грешником. Когда он достигает отрешенности, то его более высокая квалификация разрушает его привязанность к деятельности ради ее плодов. Но если такой человек все еще остается склонным к правилам карма-канды, он не сможет прогрессировать.

Обязанность того, кто достиг уровня гьяна-канды – оставаться утвержденным в знании. До тех пор, пока он не обретет вкус к преданному служению, он должен оставаться в рамках правил гьяна-канды. Как только в нем проявляется квалификация, делающая его достойным преданного служения, он должен оставить свою привязанность к гьяна-канде. Иначе он будет виновен в ниямаграхе и не будет прогрессировать. Как утверждается в Шримад Бхагаватам (11.20.9):

«До тех пор, пока человек не пресытился деятельностью ради ее плодов и не пробудил свой вкус к преданному служению посредством шраванам киртанам, он должен действовать согласно регулирующим принципам Вед». Шраддха, или вера, – это единственная квалификация для бхакти. Как утверждается в Шримад Бхагаватам (11.20.31):

«Поэтому для преданного, занятого любовным служением Мне, с умом, сосредоточенным на Мне, культивирование знания и отречения в общем и целом не являются средством достижения высочайшего совершенства в этом мире».

Храм кришна-премы расположен на высочайшем пике Голоки Вриндаваны. Для того, чтобы достичь этого пика, необходимо пересечь четырнадцать планетных систем карма-канды, Вираджа-Брахмалоку гьяна-канды, а затем подняться выше Вайкунтхи. Постепенно оставляя привязанности к стадиям кармы и гьяны, живое существо становится достойным бхакти. Пересеча различные стадии бхакти, оно достигает ворот храма премы.

Шраддха – это единственное правило для людей, утвердившихся на уровне бхакти. По мере того как анартхи или нежелательные привычки, разрушаются под влиянием преданного служения, совершаемого под сенью прибежища садху и гуру, эта шраддха преобразуется в преданное служение с ништхой, или твердой верой. По мере того как анартхи разрушаются далее, человек продвигается от уровня ништхи к ручи, или вкусу. От ручи – к асакти, или привязанности, а от асакти – к бхаве, или эмоциям. Когда бхава в форме рати, или любви, смешивается с необходимыми ингредиентами, она становится расой. В Шримад агаватам (11.14.26) говорится:

«Когда больные глаза лечат при помощи лекарственной мази, они постепенно обретают вновь способность видеть. Подобным образом, когда сознательное живое существо очищается от материальной скверны, слушая и пересказывая благочестивые повествования о Моей славе, оно вновь обретает способность видеть Меня, Абсолютную Истину, в Моей тонкой духовной форме».

Шрила Рупа Госвами проясняет эту последовательность в своей Бхакти-расамрита-синдху следующим образом: