Пять видов трансцендентных эмоций

Пять видов взаимоотношений с Господом

Мы уже знаем, что наши вечные взаимоотношения с Кришной – это дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, мы – Его вечные слуги. Каждое живое существо уникально и поэтому его взаимоотношения с Кришной также уникальны. Таким образом существует бесчисленное множество видов взаимоотношений с Кришной. Тем не менее ачарьи свели их к пяти основным категориям.

На начальных ступенях преданного служения мы обладаем лишь самым общим осознанием того, что мы – вечные слуги Кришны, которое проявляется в нашем следовании садхана-бхакти, проповеди и общении с преданными. По мере того как мы приближаемся к уровню бхавы эти взаимоотношения становятся все более и более конкретными. Наша вера начинает все больше и больше принимать форму вкуса и любовной привязанности, достигая, в конце концов, одной из форм экстатической любви – бхавы или рати (напомним – это уже уровень совершенства в преданном служении).

Существуют пять категорий трансцендентных эмоций или бхав: шанта-рати или нейтральные взаимоотношения, дасйа-рати или любовь слуги к своему господину, сакхйа-рати или дружеская любовь, ватсалйа-рати или родительская любовь и мадхурйа-рати или супружеская любовь. Каждое живое существо, реализовавшее свои вечные взаимоотношения с Господом, принадлежащие к одной из этих пяти категорий, полностью удовлетворено – потому что это его естественное положение. Поэтому не следует пытаться мерить эти виды бхавы с мирских позиций – что лучше, а что хуже. Например, как можно сравнивать наши взаимоотношения с родителями и с супругой (супругом)? Они просто лежат в разных категориях и не должны быть предметом зависти. Тем не менее, с объективной точки зрения, некоторые из взаимоотношений превосходят другие, потому что они включают в себя все их особенности, и также привносят что-то новое.

В нейтральных взаимоотношениях или шанта-рати наиболее характерной особенностью является трепетное созерцательное восхищение Господом. Такие отношения обретают совершенные йоги, созерцающие четырехрукий облик Господа Нараяны в своем сердце. На Голоке-Вриндаване в нейтральных взаимоотношения служат Кришне коровы и телята, птицы, деревья, цветы, земля и многие другие одушевленные и «неодушевленные» существа.

В отношениях слуги и господина, или дасйа-рати достаточно таки пассивному созерцанию приходит собственно активное служение. В таком настроении поклоняются Господу Нараяне Его вечные слуги на планетах Вайкунтхи – Нанда, Сунанда, Джайа и Виджайа, Прахлада Махараджа, Лакшман, Хануман и многие другие. Эти преданные служат Господу, практически следуя девяти видам преданного служения – слушание, прославление, памятование, проведение обрядов поклонения и др. На Голоке-Вриндаване у Кришны также есть множество слуг, которые заботятся о нем, одевают Его, помогают маме Яшоде готовить для него, убираться и т.д. Среди них Дхаништха, Патрака, Рактака и другие.

В дружеских взаимоотношениях или сакхйа-рати к служению добавляется еще и чувство равенства. Арджуна, Ядавы – это представители друзей Кришны в Двараке, а Балрама, Шридам, Субал, Мадхумангала – на Голока-Вриндаване. Если в Двараке дружеские чувства носят почтительный и несколько церемониальный характер, то мальчики-пастушки мутузят Кришну, играют с Ним, буквально ездят у него на шее, да еще приговаривают: «Кем Ты, вообще, Себя воображаешь!»

В родительских взаимоотношениях или ватсалйа-рати начинает доминировать чувство заботы и опеки. Васудева, Деваки, Рохини – пример таких преданных в Двараке, а Нанда и Яшода – во Вриндаване.

И, наконец, в супружеских отношениях или мадхурйа-рати служение и любовь к Кришне сопровождается наиболее глубокими, «сладкими» чувствами. Рохини, Сатьябхама и другие царицы Кришны – пример таких взаимоотношений в Двараке, а бесчисленные гопи, начиная с Шримати Радхарани – во Вриндаване.

Эти пять видов трансцендентных эмоций являются изначальными, и все виды материальных взаимоотношений являются их искаженными отражениями. Искажение заключается в том, что, во-первых, в них к желанию служить примешивается эгоистическое стремление наслаждаться самому, а во-вторых, потому что объектом служения является не Кришна, а временные материальные формы. Находясь на начальных ступенях преданного служения, мы должны всячески стараться избегать перенесения своего опыта материальных взаимоотношения на духовные взаимоотношения с Кришной. Они не имеют ничего общего. Даже на уровне стихии материальной благости отсутствует вожделение и эгоизм – что уже говорить о чисто духовном уровне. Невозможно форсировать естественный ход развития сознания Кришны. Кришна все раскроет в свой черед. А тем временем нам следует строго следовать принципам садхана-бхакти, служить Вайшнавам и проповедовать, почтительно слушая описания возвышенных отношений между Кришной и Его вечными слугами и лелея надежду, что однажды в нас проснется горячее желание совершать преданное служение, следуя по их стопам.