Кто виноват?!

В заключении мне бы хотелось предложить Вашему вниманию перевод нескольких стихов из Одиннадцатой Песни Шримад Бхагаватам, главы, называемой «Песнь Аванти-брахмана». Предыстория ее такова. Давным-давно в городе Аванти жил да был брахман. И был он ужасным скрягой. В его владении были обширные земли, но он утаивал свои доходы от налогов. Из жадности он не совершал никаких жертвоприношений. И даже все члены его семьи ходили в лохмотьях. В конце концов, это переполнило чашу, и его процветанию пришел конец. Недовольные полубоги организовали маленькую засуху, и он лишился нового урожая. Правительство прислало налоговую полицию, которая конфисковала изрядную долю его имущества. Затем воры пробрались в дом и обокрали его. И наконец, члены его семьи поделили между собой все, что осталось, а его самого вышвырнули на улицу.

Поначалу брахман был глубоко потрясен. Но затем он почувствовал облегчение и дух отрешенности проснулся в нем. Приняв случившееся как милость Господа, он предался Его лотосным стопам и начал странствовать повсюду как санньяси. Люди издевались над ним. Они говорили: «Посмотрите на этого скрягу. Теперь, когда он лишился всего, он стал отрешенным!» Дети швыряли в него камнями. Но ничто не могло вывести его из равновесия, и он продолжал странствовать по всюду, воспевая славу Господу. Отрывок из его песни в котором он приводит удивительный анализ причины страданий, с которыми сталкивается живое существо, мы и предлагаем Вашему вниманию:

«Брахман сказал: Эти люди не являются причиной моего счастья и несчастья. Не причем здесь и полубоги, мое собственное тело, планеты, прошлые поступки или время. Только лишь ум вызывает счастье и страдания и продляет вращение в круговороте материальной жизни»...

«Если вы скажете, что эти люди являются причиной моих счастья и страданий, то где в такой концепции отведено место душе? Счастье и страдания относятся не к душе, а к взаимодействию материальных тел. Если человек прикусит язык своими собственными зубами, то на кого ему сердиться?»

«Если вы скажете, что полубоги, управляющие органами чувств, вызывают страдания, то все равно, как подобные страдания приложимы к духовной душе? Сами действия, и объекты, на которые направлены эти действия – это лишь взаимодействие между переменчивыми чувствами и соответствующими божествами. Когда одна часть тела нападает на другую, то на кого должен сердиться человек, находящийся в этом теле?»

«Если сама душа была бы причиной счастья и страданий, то мы не могли бы винить других, поскольку счастье и страдания были бы просто природой души. В соответствии с этой теорией, в действительности не существует ничего, кроме души, и если мы воспринимаем что-либо помимо души, то это иллюзия. Поэтому, поскольку счастье и страдания в действительности не существуют в такой концепции, то зачем сердиться на себя или на других?»

«А если мы изучим гипотезу, что планеты являются непосредственной причиной счастья и страданий, то также, где здесь связь с душой, которая вечна? В конце концов, влияние планет распространяется лишь на те вещи, которые родились. Более того, опытные астрологи объяснили, как планеты всего лишь причиняют боль друг другу. Поэтому, поскольку живое существо отличается и от планет и от материального тела, на кого ему сердиться?»

«Если мы предположим, что кармическая деятельность является причиной счастья и страданий, то мы все равно не имеем никакого дела с душой. Идея материальной деятельности возникает тогда, когда присутствует духовная, обладающая сознанием личность, совершающая действия, и материальное тело, испытывающее счастье и страдания, как реакцию на такие действия. Поскольку тело неживое, оно не может в действительности испытывать счастье и страдания. Не может испытывать их и душа, которая полностью духовна и не имеет отношения к материальному телу. Поскольку карма, в конечном итоге, не относится ни к телу, ни к душе, то на кого гневаться?»

«Если мы примем время как причину счастья и страданий, эти ощущения все равно не применимы к духовной душе, поскольку время является проявлением духовной энергии Господа, и живые существа также являются экспансиями духовной энергии Господа, проявляющимися в течении времени. Огонь никогда не может обжечь свое пламя или искры, а холод не может навредить снежинкам или граду. В действительности, духовная душа трансцендентна и лежит за рамками ощущения материального счастья и страданий. Поэтому, на кого сердиться?»

«Ложное эго придает форму иллюзорному материальному существованию, и таким образом испытывает материальное счастье и страдания. Однако духовная душа трансцендентна к материальной природе; никогда, нигде, никто и ни при каких обстоятельствах не может подвергнуть ее счастью или страданиям. Тому, кто понимает это, нечего бояться этого материального творения».

«Я пересеку непреодолимый океан невежества, прочно утвердившись в служении лотосным стопам Кришны. Это – путь одобренный предшествующими ачарьями, стойкими преданными Господа, Параматмы, Верховной Личности Бога».

Задание 128. Кратко опишите, что Вы узнали до сих пор о положении дживы.

Задание 129. Что является причиной падения дживы в материальный мир?

Задание 130. Объясните значение терминов «вечно освобожденный» и «вечно обусловленный»

Задание 131. Что говорил Шрила Прабхупада относительно падения дживы?

Задание 132. В какой степени наша судьба предопределена?

Задание 133. Что такое долгосрочная и краткосрочная карма?

Задание 134. Может ли быть изменена карма? Если да, то как и в какой степени?

Задание 135. В какой момент проявляется свобода воли живого существа?

Задание 136. Как пользуются свободой воли живые существа, находящиеся под влиянием стихий материальной природы и преданные?

Задание 137. Представьте, что в Ваш город приехал знаменитый астролог. С чем бы Вы к нему обратились?

Задание 138. Какие уроки Вы извлекли для себя из истории о брахмане из Аванти?