Падение дживы

Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы

Итак, живое существо или джива по своей природе является вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к таташтха-шакти или пограничной энергии Господа. Джива обладает качествами духовной энергии, но будучи очень крошечной и находясь на границе, она имеет тенденцию попадать под влияние либо материальной, либо духовной энергии. Можно привести такую аналогию. Наверняка, Вы имели возможность наблюдать за стекающими по стеклу каплями дождя где-нибудь в автобусе или трамвае. Часто можно увидеть такую картину: рядом с текущим ручейком находится небольшая капелька, которая через короткое время притягивается к этому ручейку и вливается в общий поток. Если капелька находится между двух ручейков, то она обязательно притянется к одному из них.

Таким образом дживы принадлежат к двум категориям: вечно обусловленные (нитья-сиддхи) и вечно освобожденные (нитья-баддхи). Промежуточное положение (между двух «ручейков») – в брахмаджьоти, на границе между духовным и материальным миром, является нестабильным. В Бхагаватам подтверждается, что майавади не в силах найти удовлетворение в безличном Брахмане и поэтому падают обратно в материальный мир, в то время как удачливые брахмавади, получив возможность общения с чистыми преданными, возвышаются дальше до планет духовного мира. Этому можно видеть много практических примеров, когда одни так называемые йоги после многих лет практики асан и медитации в конце концов возвращаются «в мир» и начинают заниматься мирской благотворительной деятельностью, в то время как другие притягиваются личностью чистого преданного, и начинают очень быстро продвигаться в сознании Кришны.

Вопрос о падении дживы часто вызывает очень бурные дискуссии, доходящие чуть ли не до аргументов типа: «А ты кто такой!?» Были ли мы в играх Кришны или все время находились в материальном мире, или до падения мы находились в теле Маха-Вишну, или вообще в брахмаджьоти? У Шрилы Прабхупады мы встречаем следующие четкие утверждения по этому вопросу:

Ø Мы были в Кришна-лиле до падения в материальный мир.

Ø Слово «вечно» в термине «вечно обусловленный» обозначает, что падение произошло настолько давно, что невозможно найти конца этого во времени.

Ø Вернувшись, благодаря практике преданного служения, назад домой к Богу, мы больше никогда не вернемся в этот материальный мир

Ø Живое существо всегда обладает свободой воли, и следовательно, склонностью к падению.

Ø Сама по себе проблема падения дживы не является проблемой совсем: не важно, как мы сюда попали. Важно, что делать сейчас, чтобы отсюда выбраться.

Попробуем разобраться с этим. Во-первых, мы вечны, и наши взаимоотношения с Кришной тоже вечны. Отношения ли это слуги и господина, дружеские или родительские – они никак не изменились от того, что наше сознание сейчас затуманено иллюзорной энергией. Поэтому наше место в Кришна-лиле вечно (Граждане, занимайте места, согласно купленным билетам! J ).

Во-вторых, поскольку наше принадлежность к пограничной энергии тоже вечна, она никуда не девается и в случае вечно-освобожденных джив. Свобода воли тоже вечна, поэтому в принципе возможность падения вечно существует. Однако чистое любовное служение Господу настолько полностью охватывает живое существо, что практически вероятность падения равна нулю. Обусловленные живые существа скорее являются исключением из правила – их несоизмеримо меньше, чем освобожденных. И раз сам Кришна говорит, что вернувшись назад в духовный мир, мы никогда больше не вернемся назад, то так тому и быть! Теоретические рассуждения «в принципе...», «возможно...», «с одной стороны...» – лежат в области материальной гьяны и не имеют никакой абсолютной ценности.

Далее, как мы уже рассматривали, процесс материального творения происходит в вечности, до начала материального времени. Поэтому души и называются «вечно» освобожденными или обусловленными. Кришна милостиво творит материальный мир по нашему заказу – «как только» (в вечности) у нас появляется желание стать маленькими независимыми «кришначками», желание наслаждаться независимо от Него. Кришна не хочет нашего падения в материальный мир, поскольку знает, что не можем быть счастливы здесь, но тем не менее, Он не вмешивается в нашу крошечную свободу воли – таково вечное положение вещей.

И, наконец, сама по себе «проблема падения дживы» не является проблемой вовсе. Кто-то выискивает противоречия между утверждениями ачарьев, стараясь отстоять свою точку зрения. Вместе с тем, самих ачарьев, почему-то, эти так называемые противоречия не очень тревожили. Проблема падения дживы целиком основана на понятиях прошлого, настоящего и будущего, и, следовательно, не имеет абсолютного существования. Чистый преданный не беспокоится о прошлом, и не ждет чего-то от будущего. Таким образом, он не беспокоится о «проблеме падения дживы» и не стремится к освобождению. Чистое преданное служение уже находится на уровне, более высоком, чем освобождение. Слова Шрилы Прабхупады о том, что мы должны беспокоиться о том, как отсюда выбраться, не указывают на стремление к освобождению, ибо чистое преданное служение одновременно является и средством, и целью, и лежит за границами влияния времени. Пока наше сознание находится в материальных рамках, мы никогда не увидим «начала» падения дживы. В сознании же Кришны нас волнуют совершенно другие вопросы...