Ведический подход к изучению материальной природы

Три стихии материальной природы

Материальную природу можно изучать с различных точек зрения – в зависимость от тех целей, которые мы преследуем. Например, общепринятая сейчас картина мира пытается объяснить, каким образом более сложные и крупные объекты состоят из более мелких и простых: от планетных и галактических экосистем – к живым организмам – затем к атомам и молекулам – и затем к элементарным частицам. Этот подход, называемый редукционистским, как нельзя лучше подходит для материалистического мировоззрения, в основе которого лежит представление о том, что человек – хозяин природы. В самом деле: разложим все на атомы и молекулы, а затем, манипулируя этими атомами и молекулами, создадим то, что нам нужно. И используя этот подход, ученые действительно добились каких-то достижений. Но с очевидностью, этот метод не позволяет объяснить многие сложные явления, в особенности связанные с тонкими функциями сознания. И уж никак не пригоден он для духовной практики, в основе которой лежит прямо противоположный тезис – что живое существо является вечным слугой Бога, но в настоящий момент находится под полным контролем материальной природы.

Веды предлагают нам целых три способа анализа окружающего мира, которые свободны от вышеуказанных ограничений. Они позволяют добиться и материальных результатов, и вместе с тем дают понимание, которое помогает нам продвигаться духовно.

Во-первых, в Ведах мы находим концепцию атомарного строения вещества – практически в том же виде как и сейчас. Но поскольку она не имеет особого практического значения (для познания Абсолютной Истины), ей уделяется не так то много внимания.

Гораздо большее внимание в Ведах уделяется философии санкхья – целостному качественному анализу различных проявлений материи и духа. Земля, вода огонь, ум, разум, сознание и др., то как эти элементы порождаются, проявляются и взаимодействуют между собой – все это составляет предмет философии санкхья. Более подробно мы рассмотрим ее в следующей главе.

И, наконец, в Ведах содержится совершенно уникальный подход, позволяющий прослеживать связи между самыми казалось бы несхожими сферами бытия. Я помню, в переводе «Алисы в стране чудес» Бориса Заходера, где-то на полях автор предлагает читателю ответить на вопрос, чем отличается ворона от письменного стола (Хари Бол J !). Забавно, но в реальности связь между ними имеется. Присутствие вороны в любой ее форме – увидите Вы ее, услышите или почувствуете – будет способствовать увеличению беспорядка на Вашем письменном столе. И напротив, поддержание вокруг себя идеального чистоты и порядка поможет Вам оградить себя не только от ворон, но и от тараканов, болезней, скандалов в семье и даже дурных привычек. Поэтому Кришна в Бхагавад-гите целых три главы (14, 17 и 18) уделяет объяснению трех гун или стихий материальной природы.