Легкое путешествие к другим планетам

Одна из книг Шрилы Прабхупады, написанная еще до его приезда на Запад, называется «Легкое путешествие к другим планетам». В ней Шрила Прабхупада описывает, каким образом, мы можем подняться на высшие планеты этой вселенной, и выйти за ее пределы, поднявшись в духовный мир. Попробуем лучше разобраться, каким образом возможны подобные путешествия, и что вообще означает «высшие» и «низшие».

Самый привычный для нас метод перемещения – это физическое перемещение в окружающем трехмерном пространстве. Поднимаясь все выше и выше над Землей – на самолете или космическом корабле, мы можем перемещаться от одной планеты к другой. Существует множество научно-фантастической литературы, в которой предлагаются различные сценарии подобных полетов. Одна из многих проблем, с которой сталкиваются подобные астронавты – время. Вселенная очень большая, и летать по ней – никакой жизни не хватит, даже с учетом сокращения времени в рамках теории относительности.

Интересно, что, в соответствии с Ведическими описаниями, вселенная имеет ограниченные размеры – около четырех миллиардов километров. Затем идут покровы материальных элементов – земли, воды, огня и т.д., – каждый из которых в десять раз толще предыдущего. Вместе с этим добраться туда с помощью грубых материальных средств шансов нет никаких. Потому что описывается, что начиная с некоторого расстояния солнечные лучи уже дальше не распространяются. Переводя на современный язык, это означает, что по мере приближения к этой границе структура привычного пространства-времени так изменяется, что привычные взаимодействия все больше затрудняются и в конце концов перестают иметь место. Так что даже если мы будем жить сотни тысяч лет, и даже на космолете с анигилляционным двигателем мы не сможем добраться и до границы вселенной, не говоря уже о духовном мире.

Альтернативный метод, который, собственно, и описывает Шрила Прабхупада, – это перемещение на тонком плане. Говоря простым языком, для того, чтобы переместиться куда-то, йогу нужно представить это место в своем воображении...

«Ну-у-у-у-уL...», – разочарованно скажете Вы, – «Это все не настоящее!» Однако есть ряд обстоятельств, которые отличают наши мечты и фантазии от медитации йога.

Во-первых, мы мыслим в рамках нашего привычного опыта. И если нам предложат подумать о райских планетах Сваргалоки, то мы представим себе что-нибудь типа прекрасных дворцов, садов, принцев и принцесс из сказок, которые мы читали в детстве. Медитация на вымышленные вещи – это погружение в еще большую иллюзию, чем та, в которой мы сейчас находимся. Крайние случаи подобной «медитации» в медицине называются по-другому – «шизофренией».

Йогический транс предполагает медитацию на реальные объекты. Подлинные описания других планетных систем приводятся в Ведических писаниях. Они далеки от полноты, но тем не менее передают частичное описание реальности, лежащей за пределами нашего нынешнего чувственного опыта. Йог или же непосредственно сосредотачивает свой ум на этих описаниях, или же прибегает к помощи внешних чувств, медитируя на изображения, созданные по Ведическим описаниям. Эти изображения могут принимать формы звуковых образов (мантр и гимнов), янтр, картин, Божеств – Господа или полубогов и т.д. Еще раз подчеркнем разницу: в первом случае мы сами придумываем себе образ для медитации, пользуясь нынешним опытом. Во втором случае мы сосредотачиваемся на истинных образах, которые даются нам с высших планов.

Другое отличие заключается в том, что наши мечты безличны. Мы имеем дело сами с собой, и, даже думая о реальном человеке, мы просто наслаждаемся своими мыслями и воспоминаниями. Медитация йога обязательно носит характер поклонения личностям, населяющим эти высшие миры. Будучи гораздо более развитыми, чем мы, эти личности отвечают на подобное поклонение, открывая в уме йога доступ к этой высшей реальности. В результате этого по их милости статические мантры или образы «оживают», и нам начинают проявляться все новые и новые реальные события из этих миров, в которых мы, к тому же, можем принимать активное участие.

Причем по милости этих личностей объекты из этой тонкой реальности могут проявляться и здесь, в грубой форме. Это происходит здесь и рядом в тантрической практике – проявление священного пепла или золота из воздуха, «материализация» разнообразных духов и приведений и т.д. В практике преданных такое встречается редко, поскольку их поклонение свободно от каких-либо материальных желаний. Хотя есть много историй, когда Кришна физически «съедает» пищу, которая ему предлагается на алтаре. Или как возвышенные преданные, возвращаясь из медитации на игры Господа в духовном мире, случайно «захватывают» с собой какие-то предметы оттуда. Теоретически к этому нет никаких препятствий: одни формы энергии преобразуются в другие, – мы обычно просто не знаем, как это делается.

Третье отличие, на которое стоит указать, касается глубины и продолжительности медитации. Наши фантазии мимолетны потому, что, во-первых, материальный вкус быстро приедается, а во-вторых, ум очень нестабилен, и одни вымышленные образы быстро сменяются другими.

В случае медитации на духов, полубогов или иных подобных существ медитация может быть более продолжительной и глубокой. Здесь и разнообразие чувственных наслаждений больше, и сами эти высшие планы гораздо более долговечны – даже более долговечны, чем наша обыденная реальность. Но принципиально ситуация не меняется: в конце концов и эти тонкие наслаждения не приносят удовлетворения, и кроме того в свой срок уничтожаются даже райские планеты.

Поэтому говорится, что из всех видов поклонения или медитации самое лучшее – это поклонение Кришне и медитация на Его духовную обитель. Поначалу, поскольку наш ум отвлекают привязанности к объектам чувств, наша медитация также неглубока и непродолжительна. Но соприкосновение с Кришной естественным образом очищает нас от материальных желаний, а духовный вкус обладает свойством постоянно усиливаться. Поэтому чем больше мы поклоняемся Кришне, тем более глубокой и непрерывной становится наша медитация, переходя на уровне бхавы в необратимое самадхи. Это тот уровень, который Кришна описывает в «Бхагавад-гите» словами: «Моя вечная обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством. И поднявшись туда, живое существо уже не возвращается в этот бренный мир». При этом, остается ли еще связь с этим грубым телом, или нет – это вопрос совершенно второстепенный.

Таким образом, подводя итог, перемещение по творению Господа в медитации – это реальность, если только правильно это делать.