Бхава – экстатическая любовь к Богу

Асакти – привязанность

Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины, и единственным объектом нашего преданного служения становится Кришна, мы достигаем стадии асакти или любовной привязанности к Господу. Наши духовные качества проявляются в полную силу, а материальные лишь изредка. Наш ум спонтанно привлекается к темам, связанным с Кришной, и эта медитация становится очень глубокой. На этом уровне мы начинаем осознавать свою вечную форму и взаимоотношения с Кришной в духовном мире, как описывает это Господь Чаитанья в пятом стихе шикшатаки:

Айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа
стхита-дхули-садришам вичинтайа

«О сын Махараджи Нанды (Кришна), я Твой вечный слуга, и все же я попал в океан рождений и смертей. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти и дай мне место среди пылинок у Твоих лотосных стоп».

Наконец, покоренный привязанностью своего преданного, Кришна милостиво проливает на него луч своей внутренней энергии хладини-шакти. По Ее милости мы полностью осознаем свои вечные взаимоотношения с Кришной и начинаем видеть Его образ в своем сердце. От материальных аспектов нашего сознания остается лишь только тень. Нас охватывают различные виды экстаза: иногда слезы льются из наших глаз, волосы на теле встают дыбом, мы непроизвольно смеемся или плачем. Но, впрочем, эти признаки могут и не проявляться внешне. Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает подлинные характеристики преданного, достигшего уровня бхавы:

1. Он всегда стремится все свое время занимать в преданном служении Господу. Он не желает быть праздным. Он хочет служить всегда и неуклонно, двадцать четыре часа в сутки.

2. Он всегда сдержан и настойчив

3. Он всегда отрешен от материального

4. Он не стремится к материальным почестям

5. Он всегда уверен, что Кришна прольет на него Свою милость

6. Он всегда очень стремится с верой служить Господу

7. Он очень привязан к повторению святых имен Господа

8. Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа

9. Он испытывает блаженство, живя в месте, где проходили игры Господа, таких как Майапур или Вриндаван.

Уровень бхавы Господь Чаитанья описывает в шестом стихе шикшаштаки:

Найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-рудхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

«О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, постоянно текущими в то время, как я произношу Твои святые имена? Когда же я произнесу Твое имя, и в тот же миг сорвется мой голос, а волосы на теле встанут дыбом?»