Ваишешика. Анализ Аспектов Реальности

Нйайа. Философия Логики и Рассуждений

Система философия Ньяйи была основана мудрецом Гаутамой. Поскольку его также называли Акшападой, эту систему также иногда называют системой Акшапады. Философия Ньяйи главным образом рассматривает условия подлинности знания и средства обретения того знания. Ньяйа главным образом базируется на рассуждениях и логике, и поэтому также называется Нйайа Видья или Тарка-шастра – "наука логики и рассуждений", Поскольку эта система анализирует природу и источники знания, и его верность или неверность, ее также называют Анвикшики, что означает "наука критического исследования". При помощи систематических умозаключений, эта школа философии развивает и использует конкретный метод, позволяющий отличить верное знание от неверного.

Философия утверждает, что единственным путем достижения освобождения является обретение знания о внешнем мире и его взаимоотношениями с умом и душой. Если человек овладевает методами логических умозаключений и упорно применяет их в своей повседневной жизни, он избавляется ото всех страданий. Таким образом, методы и условия, позволяющие определить истинность знания, не являются окончательной целью философии Нйайа. Логическая критика рассматривается лишь как инструмент, позволяющий нам отличить верное знание от неверного. Окончательной целью философии Нйайа, подобно другим системам Индийской философии, является освобождение – абсолютное прекращение боли и страданий. Нйайа – это философия жизни, несмотря на то, что она главным образом занимается изучением логики и эпистемологии.

Основателем философии Ваишешика является мудрец Канада, которого также называли Улука, вследствие чего эту систему иногда называют Аулукйа. Канада написал первую систематическую работу по этой философии, Ваишешика-сутру. Эта работа разделена на десять песней, каждая из которых состоит из двух разделов. Прашастапада написал комментарий к этой Сутре, называемый Свартха Дхарма Самграха, который настолько знаменит, что его называют Бхашья, что означает просто "комментарий". Когда в обсуждении Индийской философии используют слово Бхашья, оно относится к этому комментарию... Отличительной особенностью этой системы является введение особой категории реальности, называемой "уникальностью" (вишеша). Таким образом, эта система называется Ваишешикой. Подобно Нйайе, она принимает освобождение индивидуальной души в качестве окончательной цели, рассматривает невежество, как корень всех страданий и верит, что освобождение достижимо только через истинное познание реальности. Однако в качестве доказательств она признает лишь чувственное восприятие и логический вывод и также по-другому категоризирует бытие.