Духовное руководство в ИСККОН

Обыкновенная организация манипулирует материальными ресурсами: деньгами, материалами, людьми (а точнее их материальными способностями), информацией, взаимоотношениями и т.д. – для достижения материальных целей. Для духовного же общества, которым является ИСККОН, такая деятельность является лишь вспомогательной.

Духовное «производство» связано в первую очередь с передачей системы духовных ценностей. Это фундамент, который лежит в основе успешного освоения, как духовным знанием, так и духовной практикой. Единственным «механизмом» передачи этой системы ценностей является общение с теми людьми, которые ей уже обладают. Поэтому в ИСККОН особенно важное место занимает понятие духовного руководства или духовных авторитетов.

Размышления о принятии авторитетов.

Принятие чьего-то авторитета – это вещь очень естественная для всех нас. С детства мы впитывали основы системы ценностей, знаний и навыков жизни в этом мире от своих родителей, затем от учителей в школе, выдающихся ученых, философов, политиков, с экранов телевизоров и из динамиков радиоприемников. После этого мы делимся ими со своими друзьями, обучаем им других, и таким образом усваиваем их еще лучше. Такой процесс чрезвычайно облегчает жизнь. Сколько времени это экономит! Подумайте только, если бы все это нам приходилось постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок! Мы бы, наверное, до сих пор овладели лишь искусством переворачиваться на животик, сидеть или максимум ползать на четвереньках.

Материальные ценности, знания и навыки мы получаем от авторитетов в этих материальных областях. Естественно, что поскольку все материальное временно и несовершенно, то и эти ценности, знания и навыки тоже будут относительными. Поэтому это абсолютно нормальное явление, когда мы узнаем, что одна научная теория оказывается неверной, и на смену ей приходит другая, более совершенная. Или когда мы понимаем, что какая-то идеология оказывается несостоятельной, и нам предлагают другую. Поэтому не нужно винить наших несчастных лидеров во всех смертных грехах. Такова жизнь! Многие из них искренне стараются, как могут, и нужно быть уж совсем наивным, чтобы ожидать от них чего-то другого. Сам Кришна говорит Уддхаве в Шримад Бхагаватам, что Он совершенно терпимо относится к различным теориям и концепциям философов и ученых, которые просто разными словами описывают отдельные аспекты реальности. Многие из них, несомненно, имеют практическую, хотя и не абсолютную ценность.

Но подлинно духовные ценности, знания и навыки по определению совершенны и непреходящи. Поэтому в той мере, в которой человек обладает ими, он сможет совершенным образом передавать их окружающим. Если человек осознал Кришну на 20%, то в рамках этих 20% он сможет передать Вам эту духовную науку. Если он будет обучать чему-то, что лежит за пределами его понимания, то Вы почувствуете какую-то неубедительность, что он и сам в этом не очень уверен. Но преданные, как правило, и не пытаются этого делать. Если Вы попросите что-то, в чем они не могут Вам помочь, можно быть спокойным. Они, скорее всего просто, направят Вас к более опытному преданному или к книгам Шрилы Прабхупады, в которых есть все. От Вас требуется лишь искреннее желание научиться, решимость и терпение, поскольку процесс обучения требует времени. Такой подход убережет Вас также от опасности развития цинизма, когда мы слушаем с желанием услышать определенный ответ, и виним в некомпетентности авторитеты, если слышим от них что-то иное.

Таким образом, в духовной жизни в ИСККОН мы руководствуемся системой духовных авторитетов или духовного руководства. Духовная наука исходит, естественно, от Самого Кришны, который дает ее в виде священных писаний, и передает через цепь ученической преемственности от учителя к ученику. ИСККОН – это одна из ветвей этого дерева ученической преемственности, у основания которой находится Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада на все 100% олицетворяет собой самые возвышенные духовные ценности, знания и практику, которые получил от предыдущих великих святых личностей – Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура и других. Это вечный спутник Господа, который явился из духовного мира лишь для того, чтобы служить Господу в Его миссии помощи всем нам – обусловленным душам в этом мире.