Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 4
Тема:«ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ»
Цель:сформировать знания по теме «Физиология ЖВС»; навыки работы с микроскопом; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах органы эндокринной системы
Задание 1
Изучить функции ЖВС
Функции ЖВС: ___________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Изучить принципы регуляции ЖВС
Принцип регуляции ЖВС основан на: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Изучить основные гормоны, вырабатываемые ЖВС
Перечислить основные гормоны, вырабатываемые ЖВС, заполнить таблицу
Железа | Гормоны | Механизм действия | Признаки гиперфункции | Признаки гипофункции |
Сделать вывод на основе проделанной работы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решить задачи:
1. Животному ввели избыточное количество инсулина - гипогликемические судороги. Каким образом их можно устранить?
2. Перечислите и охарактеризуйте клетки – возможные «претенденты» в ЖВС. Какой секрет они выделяют и каково его влияние на организм?
3. У больного обнаружены следующие симптомы: бронзовая окраска кожи, особенно на руках, шее, лице, повышенная утомляемость при физической и умственной работе, потеря аппетита, тошнота, рвота, повышенная чувствительность к холоду и болевым раздражениям, инфекциям. О какой возможной патологии ЖВС следует думать?
4. Изменится ли артериальное давление и функции почек у животного при отделении гипофиза от основания мозга? Объясните свой ответ.
5. Что произойдет с животным, если у него в молодом возрасте удалить гипофиз?
6. При осмотре больного отмечается: нарушение пропорций тела, задержание роста, психического и полового развития, постоянно открыт рот и высунут язык. О какой патологии вы можете думать? С чем она связана?
7. При осмотре больного выявлено: увеличение щитовидной железы, пучеглазие, учащение сердечных сокращений, увеличение температуры тела. Субъективно: увеличение потребления пищи и вместе с тем исхудание, повышенная возбудимость, раздражительность. О какой патологии следует думать? С чем она связана?
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)
Тема:«КРОВЬ»
Цель:сформировать знания по теме «КРОВЬ»; навыки работы с микроскопом; умения различать на микропрепаратах, таблицах, гистологическое строение мазка крови человека и лягушки; умения определять групповую принадлежность крови с помощью тренажера.
Задание 1
Заполнить таблицу «Функции крови»
Функции | Описание процесса |
1. 2. 3. 4. 5. |
Задание 2
1. Вместо точек вставить пропущенные слова.
Клетки крови имеют ряд приспособлений для функционирования в организме человека. Чтобы связывать кислород воздуха в эритроцитах имеется ……………………………… в состав которой входит ……………………….. . Для увеличения этой возможности эритроциты имеют ……………………………………… форму, что увеличивают поглощающую поверхность эритроцитов. С этой же целью в них отсутствует ……………………………………… . Чтобы осуществлять …………………………. лейкоциты имеют …………………………… форму. Способность крови обезвреживать чужеродные тела называют ………………………………….. .
Задание 3
Изучить и зарисовать гистологическое строение мазка крови человека и лягушки, сделать вывод, чем отличается строение эритроцита человека и лягушки.
ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 4
Заполнить таблицу:
Наименования показателя | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Количество в литре крови | |||
Продолжительность жизни | |||
Где образуются | |||
Форма и размеры | |||
Рисунок клетки | |||
Функции |
Задание 5
Лейкоцитная формула: дать понятие и % содержания разных видов лейкоцитов: чем они отличаются друг от друга, их функции завершить заполнение схемы.
% % % %
%
|
|
|
Задание 6
Изучить методику определения групповой принадлежности крови с помощью стандартных сывороток:
Задание 7
Заполнить схему свертывания крови
Рана
разрушение тромбоцитов
I.
II.
III.
Сделать вывод на основе проделанной работы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение задач:
1. При длительном голодании у людей появляются так называемые голодные отеки. В чем причины этого?
2. Человек съел недоброкачественную пищу. Через некоторое время у него обнаруживается повышение вязкости крови. Чем можно объяснить это?
3. Объясните, почему при длительном проживании людей в горах в их крови отмечается эритроцитоз.
4. Человеку при питье морской воды грозит гибель. Как вы думайте, почему?
5. У больных серповидноклеточной анемией эритроциты приобретают удлиненную форму в виде серпа. Способность присоединять кислород при этом существенно не нарушается. В таком случае, с чем связаны патологические явления при этом заболевании?
6. Объясните, почему у людей с дыхательной и сердечной недостаточностью в крови отмечается эритроцитоз.
7. Объясните, почему при наличии в сосудах атеросклеротического процесса повышается вероятность образования тромба внутри сосуда?
8. Какие признаки воспалительного процесса в общем анализе крови вы знаете?
9. Какие признаки угнетения функции красного костного мозга могут наблюдаться в общем анализе крови?
10. Какие показатели крови, определяемые при общем анализе крови, характеризуют дыхательную функцию крови?
11. Какие витамины и микроэлементы являются необходимыми для гемопоэза?
12. Количество каких форменных элементов (эритроцитов или лейкоцитов) поддерживается в крови на более постоянном уровне и почему?
13. В каких случаях в крови наблюдается лейкоцитоз?
14. По каким клеткам крови можно судить об эритропоэтической и лейкопоэтической функции костного мозга?
15. Что такое «сдвиг лейкоцитарной формулы влево», когда он наблюдается и почему?
16. Какой общей причиной можно объяснить увеличение интенсивности эритропоэза при кровопотере, массивном гемолизе эритроцитов, дыхании при пониженном давлении?
17. После введения животному некоторого препарата венозная кровь стала такого же цвета, как и артериальная. На какие процессы подействовал препарат?
18. Почему количество эритроцитов и содержание гемоглобина у мужчин выше, чем у женщин?
19. Зачем нужны переносчики кислорода в крови, если кислород из крови потребляется в виде свободно растворенного в плазме?
20. При исследовании группы крови по системе АВО получена агглютинация во всех трех каплях. Каково Ваше заключение? Можно ли считать данный результат окончательным?
21. При переливании крови, идентичной по системе АВО и резус-фактору, клинически было установлена несовместимость крови донора и реципиента. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)