Лекция 4.

Д.Скарлатти – выдающийся представитель итальянской клавирной школы. Сонаты Д.Скарлатти.

«Скарлатти — единственный композитор, напоминающий мне игривую кошку, и от этого сравнения он нисколько не страдает. Всем нам доводилось наблюдать, как котенок играет с прути­ком. Его изящество, очарование, живость и изобретательность неописуемы. Для человека серьезного прелесть этой детскости, по меньшей мере, бессмысленна. В конце концов, какую цель преследует котенок, когда играет с прутиком? Ну, пусть бы забава хоть помогала ловле мышей, что всегда пригодится в домашнем хозяйстве, - в таком случае с этим можно ми­риться» (В.Ландовска).

Джузеппе Доменико Скарлатти (1685-1757) - композитор, клавесинист и органист, будучи связан с итальянский творческой школой, всё же не полностью укладывается в её рамки, не имеет в ней прямых предшественников и непосредственных продолжателей. Каждая из областей творческой деятельности Скарлатти отмечена блистательными достижениями. Концертирующего виртуоза-клавесиниста - знала вся музыкальная Европа. Его советами пользовался Гендель, в свою очередь помогавший итальянскому коллеге и другу совершенствоваться в органном исполнительстве. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Севилья, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах «география» стремительных передвижений Скарлатти по столицам мира. Государства и города мелькают здесь, словно в калейдоскопе, - блистательному концертанту покровительствовали влиятель-нейшие европейские дворы, выказывали расположение коронованные особы. Соприкасаясь без малого сорок лет с музыкальной культурой Испании и оказавшись на редкость восприимчив к ней, он не может быть назван и бесспорным представителем испанской школы. Доменико Скарлатти занимает особое место не только в истории клавирной музыки, но и всего музыкального искусства XVIII века. В его художественной личности соединились редкостное индивидуальное дарование композитора-исполнителя, отзывчивость на новейшие, передовые творческие направления своего времени и способность проникнуться самим духом народного искусства Испании, оставшись самостоятельным в общей концепции своих творений.

Доменико Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Все это - небольшая и художественно наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он почти всецело посвятил себя клавиру, написал, по крайней мере, пятьсот пятьдесят сонат! При жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из них. Сонаты Скарлатти до наших дней занимают почетное место в репертуаре пианистов.

Доменико Скарлатти родился 26 октября 1685г. в Неаполе, в семье крупнейшего итальянского оперного композитора Алессандро Скарлатти. Первоначальное музыкальное образование Доменико получил у своего отца. Музыкальное развитие юного Скарлатти было настолько стремительным, что уже в 16 лет (1701г.) он органист королевской капеллы в Неаполе. В 1703 году здесь же были поставлены первые его оперы (опера «Октавия»). В 1705 году Алессандро Скарлатти отправил сына в Венецию, полагая, что это будет полезно для развития его таланта. Там молодой музыкант завершил своё образование, занимаясь с капельмейстером, органистом и клавесинистом Ф.Гаспарини. В Венеции Доменико Скарлатти хорошо познакомился с музыкой Вивальди в его собственном исполнении. Вероятно, ещё расширил своё знакомство с клавирными произведениями итальянских авторов. Сам он уже поражал опытных музыкантов блестящей виртуозной игрой на клавесине.

В 1708 году Скарлатти перебрался в Рим, где пользовался покровительством кардинала Оттобони, нашёл для себя избранную музыкальную среду (Гендель, Корелли, Бенедитто Паскуини), посещал собрания «Аркадской академии», встречался с поэтами и просвещёнными любителями музыки, состязался как исполнитель с Генделем, который помогал ему совершенствоваться в игре на органе; в свою очередь, Скарлатти давал Генделю указания по игре на клавесине. Для домашнего театра польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры, проживавшей в Риме, Скарлатти создал ряд опер. С 1713 года он стал помощником капельмейстера, а с 1714г. - капельмейстером собора Св. Петра, что свидетельствует о его высоком музыкальном авторитете в глазах Ватикана. Казалось, именно теперь перед ним открылись все двери художественной жизни Италии - впереди блестящая карьера. В то время он сочиняет с быстротой и лёгкостью оперы, кантаты, духовные произведения. И вдруг, в 1719 году, совершенно неожиданно он со всем этим решительно порвал, круто изменив жизненный путь к тридцати пяти годам, и уехал из Италии. Возможно, тому были какие-то личные причины, или здесь сыграл роль тот момент, что какое-то время Скарлатти служил в капелле португальского посланника; этот момент может пролить свет на эти события с учётом его дальнейших географических перемещений. Быть может, он был обременён какими-то деликатными поручениями, последствия выполнения которых вынудили его, перевернув свою жизнь, так быстро уехать из Италии. Во всяком случае, покинув страну, он оставил всё, чем занимался раньше. Из четырнадцати его опер почти все партитуры утрачены. Удивительно, что вообще всё им сочинённое в Италии (кроме клавирной музыки в дальнейшем) не оставило большого следа даже в сознании современников.

Осенью 1720 года Скарлатти оказался в Португалии. При дворе в Лиссабоне он стал учителем инфанты Марии Барбары: обучал её игре на клавесине. Для нее Скарлатти написал свои известные первые сонаты, названные автором "экзерсисы для клавесина" (опубликованы в 1738 году). После насыщенной музыкальной жизни в Неаполе, Венеции, Риме и общения со многими выдающимися мастерами Скарлатти замкнулся в поневоле узком придворно-домашнем кругу и постепенно сосредоточился на сочинении музыки для клавесина - в большей мере с педагогическими целями.

Только в 1724 году Скарлатти на время приезжал в Италию, чтобы повидаться с отцом незадолго до его кончины. В 1729 году его высокородная ученица вступила в брак с наследником испанского престола. Её свита последовала за ней в Испанию - и Скарлатти в том числе. Здесь, в Севилье, Скарлатти служил в должности придворного музыканта. А когда Мария Барбара стала испанской королевой и перебралась в столицу королевства, Скарлатти тоже должен был жить в Мадриде, где и прошли все остальные его годы жизни. Он служил при дворе как клавесинист и капельмейстер королевы, участвовал в придворном музицировании, сочинял для своей ученицы, и не только для неё, клавирные пьесы. Они распространялись, главным образом, в рукописях. При жизни композитора было напечатано незначительное число его произведений, а судьба большинства авторских рукописей, разбросанных по всему свету, до сих пор неизвестна.

Испании суждено было стать второй родиной композитора: испанские мотивы и впечатления сыграли в его творчестве роль отнюдь не меньшую, нежели итальянские. В свою очередь, и Скарлатти оказал исключительное влияние на развитие национальной музыкальной культуры: с его деятельностью в Испании связан расцвет клавесинизма, сомкнувшийся с эпохой фортепьяно. Он был одним из тех иностранных музыкантов, кто помог открыть перспективы национального искусства. Учениками Скарлатти были виднейшие испанские композиторы середины XVIII века (среди них - такой выдающийся, как А.Солер).

Творческое вдохновение не покидало Скарлатти до последних, весьма преклонных, лет его жизни. Даже в последний год его жизни, завершившейся в Мадриде в 1757 году, он наиболее интенсивно создавал свои клавирные сочинения. Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни.

Доменико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Кёркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдена бо́льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него, когда он стал старым и больным; сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью. При жизни композитора издана была лишь очень небольшая часть его сочинений. Его музыка вновь привлекла к себе внимание с 30-х гг. XIX в.

Скарлатти назвал свои сонаты "упражнения", но мы этому слову, примененному к его вдохновенному и образному творению, не позволим сбить нас с толку. Данный термин во многом должен толковаться в том же смысле, что и "этюд" Шопена. Интересно прочитать, что Скарлатти счел нужным сообщить в предисловии к своим сонатам:

"Читатель!

Кто бы ты ни был - любитель или профессионал, - не жди в этих композициях глубокого смысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой — воспитать в тебе уверенность в игре на клавесине. Не корысть или тщеславие, а единственно лишь послушание вынудило меня опубликовать их. Быть может, они будут тебе приятны, и тогда я охотно удовлетворю новые просьбы и постараюсь угодить тебе сочинениями в еще более легком и разнообразном стиле. Итак, подойди к этим пьесам как человек, а не как критик, и ты умножишь собственное удовольствие. Чтобы научиться расположению рук, имей в виду, что "К" означает правую руку, а "В" - левую. Будь счастлив!"

Так, подготовленные самим автором и освобожденные им от всяких забот при открытии нового мира, приступаем мы к первому тому сонат Скарлатти. В 1935г. было одиннадцать томов, знакомящих нас в общей сложности с 545 сонатами. Кто знает, не обнаружат ли новые изыскания неизвестные пока произведения? (В.Ландовска)

"Не жди в этих композициях глубокого смысла; это лишь затейливая музыкальная шутка" - ироничность этого лаконичного предупреждения обнаруживает свою силу по мере того, как мы исследуем собрание. Поначалу пораженные, а затем все больше и больше подпадающие под его чары, мы изумляемся богатству изобретательности, гармоническим оттенкам и смелости сонат. Нас захватывает разнообразие навеваемых ими образов.

Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В «приятном разнообразии» сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.

Доменико Скарлатти хотя и походил некоторыми чертами на своих знаменитых предшественников и современников, но во многом от них и отличался. Он отчасти напоминал Тартини темпераментом, Вивальди - творческим размахом, Корелли - классическим совершенством и сжатостью формы. Правда, он не достигал ни масштабов «Времен года», ни драматизма «Дьявольских трелей» или «Покинутой Дидоны», ни величавой и спокойной красоты «Рождественского концерта». Но никто до него не сумел так остро и внимательно вслушаться в плеск и говор народной жизни, поэтически и точно запечатлеть в музыке эмоции, нравы, быт множества совершенно различных людей, - по крайней мере, двух стран, с которыми он связан был происхождением, трудом, судьбою.

Его сонаты - это не «Экзерциции», но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведенные, однако, силою гения к совершенному художественному единству: графически четкий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.

Следующие качества характерны для сочинений Доменико Скарлатти:

1.На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада, модуляций, тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.

2.Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом.

3.Знак нотного письма, после которого каждая половина сонаты подходит к поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Кёркпатрик называл этот знак «the crux», иногда этот знак подчеркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.