Игровая комната и ее оснащение

Размеры игровой комнатыДля индивидуальной работы или для игровой терапии в группе из двух-трех детей подходит комната размером 3,5*4,5 м.

Ситуация, когда в небольшом пространстве находится слишком много детей, антитерапевтична и может повредить детям. Для проведения групповой терапии в группе из 5—6 детей желательна комната площадью не менее 27 кв. м.

Комната должна гарантировать ребенку защиту от посто­ронних глаз. Поэтому не должно быть ни окон на внутрен­них стенах, ни стеклянной двери. Наличие окна на внешней стороне совершенно естественно, но оно должно иметь за­навески или жалюзи, которые при необходимости можно было бы задернуть.

Предпочтительным покрытием для пола является лино­леум. Он долговечен, легко моется, а в случае повреждения легко заменяется

Стены игровой комнаты следует выкрасить моющейся эмульсионной краской. Основное соображение здесь, как и при оформлении других элементов интерьера комнаты, — простота уборки.

Если позволяют средства, следует разместить в комнате зеркало Гезелла и радиофицировать его, сделав пригодным для обучения и супервизорства. Сеансы игровой терапии можно снимать на пленку через зеркало Гезелла, не отвле­кая ребенка наличием видеокамеры в игровой комнате.

Классную доску с желобом для мела по нижнему краю следует прикрепить к стене на высоте примерно 1,5 м от пола. Такая высота является оптимальной для ребенка лю­бого роста. В распоряжении ребенка должны находиться бе­лые и цветные мелки, а также губка, которой он мог бы стирать с доски.

Обычно в игровой комнате неплохо прикрепить полки по двум стенам, чтобы игрушки и другие материалы можно было расположить свободно, не сваливая их в кучу, не наваливая их друг на друга.

Ёсли представляется возможность планировать игровую комнату для нового или реконструированного здания, жела­тельно расположить рядом с игровой маленькую ванную, где было бы достаточно места для уединения, а дверь откры­валась бы в игровую.

Для игровой должна быть выбрана мебель с твердой де­ревянной поверхностью. Понадобится стол и три стула, один из них — для взрослого. Весьма рекомендуется шкаф-горка с выдвижными ящиками, на поверхности которого можно было бы рисовать, лепить и т.д. Он может находиться возле раковины.

Игрушки и материалыВыбор игрушек и игровых материалов должен быть со­знательным, базирующимся на серьезных логических осно­ваниях

Как уже указывалось, игрушки ребенка — это слова, а игра — его язык.

Игрушки и материалы, необходимые для игровой тера­пии, можно сгруппировать в три больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабле­ния эмоций,

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игро­вой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обо­значений. Структурированные игрушки и материалы, такие как игрушечные солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации.

отреагирует чувства и в то же время сосредоточивает на этом действии внимание и энергию, усиливая тем самым степень концентрации.

В этот перечень можно включить игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы; Такие дети не будут, например, стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять во льва. Иногда дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила.Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина. Она может служить для выра­жения творческого потенциала и для отработки агрессив­ных чувств] Глину можно мять, колотить, швырять, энер­гично раскатывать, с силой разрывать на куски. ребенок

Игрушки для творческого самовыражения и ослабле­ния эмоций. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры.

Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: поверхность луны, зы­бучие пески, пляж, чистящее вещество. Возможности их применения безграничны.

Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно швырять, ставить друг на друга, разбра­сывать.

Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкать, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выра­жать свои чувства.

В центре игровой терапии, в университете Северного Те­хаса, в ходе 20-летнего экспериментирования составлен спи­сок необходимых игрушек и материалов

ОСОБЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ИГРУШЕК

Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целы­ми, аккуратными и функционирующими. Многие дети при­ходят в игровую комнату из неустойчивой фрустрирующей среды. Эта неустойчивость не должна подкрепляться нали­чием в игровой комнате неисправных или поломанных иг­рушек.

Игровая комната не должна использоваться как детская. Отношения в игровой терапии — это специфические эмо­циональные отношения, которые возникают именно в иг­ровой комнате. Если вы позволите ребенку играть без при­смотра пока его родителей принимает игротерапевт, разви­тие отношений будет нарушено.

После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок и расставить игрушки по местам. Поскольку иг­рушки — это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств.