РтикулЯторно-акустическаЯ дисграфиЯ.

ЛассификациЯ дисграфии

ЉлассификациЯ дисграфии осуществлЯетсЯ на основе различных критериев:

· с учетом нарушенных анализаторов,

· с учетом нарушенных психических функций,

· с учетом несформированности операций письма.

Ќаиболее обоснованной ЯвлЯетсЯ классификациЯ дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. ‚ соответствии с названной классификацией выделЯютсЯ следующие виды дисграфий:

Ø артикулЯторно-акустическаЯ,

Ø на основе нарушений фонемного распознаваниЯ,

Ø на почве нарушениЯ Языкового анализа и синтеза,

Ø аграмматическаЯ,

Ø оптическаЯ.

ђебенок пишет так, как произносит. ‚ основе ее лежит отражение неправильного произношениЯ на письме, опора на неправильное проговаривание. ЋпираЯсь в процессе проговариваниЯ на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

ЂртикулЯторно-акустическаЯ дисграфиЯ проЯвлЯетсЯ в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. €ногда замены букв на письме остаютсЯ и после того, как они устранены в устной речи.

‚ данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикулЯцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков.

Ќо замены и пропуски звуков не всегда отражаютсЯ на письме. ќто обусловлено тем, что в рЯде случаев происходит компенсациЯ за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

„исграфиЯ на основе нарушений фонемного распознаваниЯ (дифференциации фонем). ‚ других классификациЯх Р акустическаЯ дисграфиЯ.

ЏроЯвлЯетсЯ в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Џри этом в устной речи звуки произносЯтсЯ правильно. —аще всего заменЯютсЯ буквы, обозначающие следующие звуки: свистЯщие и шипЯщие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входЯщие в их состав (ч Р т, ч Р щ, ц Р т, ц Р с).

ќтот вид дисграфии проЯвлЯетсЯ и в неправильном обозначении мЯгкости согласных на письме вследствие нарушениЯ дифференциации твердых и мЯгких согласных (ЗписмоИ, ЗлубитИ, ЗлижаИ).

—астыми ошибками ЯвлЯютсЯ замены гласных даже в ударном положении, например, о Р у (тума Р ЗточаИ), е Р и (лес Р ЗлисИ).

‚ тЯжелых случаЯх смешиваютсЯ буквы, обозначающие далекие артикулЯторно и акустически звуки (л Р к, б Р в, п Р к). Џри этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, ЯвлЯетсЯ нормальным.

Ћ механизмах этого вида дисграфии не существует единого мнениЯ. ќто

обусловлено сложностью процесса фонемного распознаваниЯ. Џо мнению исследователей (€.Ђ. ‡имнЯЯ, ….”. ‘оботович, ‹.Ђ. —истович), процесс фонемного распознаваниЯ включает различные операции:

1). Џри восприЯтии осуществлЯетсЯ слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом).

2). Ђкустический образ переводитсЯ в артикулЯторное решение, что обеспечиваетсЯ пропориоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприЯтиЯ и представлений.

3). ‘луховые и кинестетические образы удерживаютсЯ на времЯ, необходимое длЯ принЯтиЯ решениЯ.

4). ‡вук соотноситсЯ с фонемой, происходит операциЯ выбора фонемы.

5). Ќа основе слухового и кинестетического контролЯ осуществлЯетсЯ сличение с образцом и затем принимаетсЯ окончательное решение.

‚ процессе письма фонема соотноситсЯ с определенным зрительным образом буквы. Ћдни авторы (‘. Ѓорель-Њезонни, Ћ.Ђ. ’окарева) считают, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприЯтиЯ, неточность слуховой дифференциации звуков. „лЯ правильного письма необходима более тонкаЯ слуховаЯ дифференциациЯ звуков, чем длЯ устной речи. ќто свЯзано, с одной стороны, с Явлением избыточности восприЯтиЯ семантически значимых единиц устной речи.

ЌебольшаЯ недостаточность слуховой дифференциации в устной речи, если она имеет место, может восполнЯтьсЯ за счет избыточности, за счет закрепленных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов. ‚ процессе же письма длЯ правильного различениЯ и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, ЯвлЯющихсЯ смысло-различительными.

‘ другой стороны, в процессе письма дифференциациЯ звуков, выбор фонем осуществлЯютсЯ на основе следовой деЯтельности, слуховых образов, по представлению. ‚следствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего ЯвлЯютсЯ замены букв на письме.

„ругие авторы (….”. ‘оботович, ….Њ. ѓопиченко), исследовавшие нарушениЯ письма у умственно отсталых детей, свЯзывают замены букв с тем, что при фонемном распознавании дети опираютсЯ на артикулЯторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

‚ противоположность этим исследованиЯм ђ.Ѓеккер и Ђ. Љоссовский основным механизмом замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, считают трудности кинестетического анализа. €х исследованиЯ показывают, что дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущениЯ (проговаривание) во времЯ письма. €м мало помогает проговаривание как во времЯ слухового диктанта, так и при самостоЯтельном письме. €сключение проговариваниЯ (метод ‹. Љ. Ќазаровой) не влиЯет на количество ошибок, т. е. не приводит к их увеличению. ‚ то же времЯ, исключение проговариваниЯ во времЯ письма у детей без дисграфии приводит к увеличению ошибок на письме в 8 Р 9 раз.

Ќекоторые авторы свЯзывают замены букв на письме с недоразвитием фонематического восприЯтиЯ, с несформированностью представлений о фонеме, с нарушением операции выбора фонемы (ђ. …. ‹евина, ‹. ”. ‘пирова).

„лЯ правильного письма необходим достаточный уровень функционированиЯ всех операций процесса различениЯ и выбора фонем. Џри нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контролЯ) затруднЯетсЯ в целом весь процесс фонемного распознаваниЯ, что проЯвлЯетсЯ в заменах букв на письме. Џоэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознаваниЯ можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.