Слайд 13
УЧЕТ НАВИГАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАВАНИЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПУТИ В ЗОНАХ ДЕЙСТВИЯ МУССОНОВ
Муссон (monsoon) (от арабского маусим - сезон), устойчивая система ветров, действующая между сушей и океаном, и дважды в году меняющая направление на 120-180°. Основная причина муссонов - сезонные контрасты температуры между поверхностью океана и прилегающими материками. Летом материки прогреваются сильнее, чем воды океана, и над ними возникает термическая депрессия - область пониженного давления, в сторону которой устремляется более прохладный и тяжелый воздух с моря. Зимой картина меняется на противоположную. В обширных регионах происходит перестройка поля давления, сопровождающаяся изменением направления воздушных потоков. Наиболее известные муссонные области - Восточно-Экваториальная Африка, Южная и Юго-Восточная Азия, побережье Гвинейского залива. В разной степени выраженный муссон отмечается и в других районах мира, например, в Дальневосточном Приморье, на Севере и Юге Лнстралии, вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Особенно мощный летний юго-западный муссон Индийского океана, действующий на большой площади, часто достигает силы шторми. Зимний северо-восточный муссон в этом районе слабее: 2-5 баллон. В периоды смены направления ветра в апреле - мае и в октябре - ноябре стоит обычная маловетреная погода.
В Индийском океане в Северном полушарии летний юго-западный муссонный ветер усиливается юго-восточным пассатом Южного полушария, который переходит через экватор, поворачивает от юго-запада и усиливает до штормового ветер юго-западного муссона. Сила штормового ветра зависит от прогрева Азиатского материка. В связи с потеплением климата юго-западные ветры могут достигать значительной штормовой силы.
Особенно сильные штормовые ветры возникают в районе Африканского Рога (мыс Гвардафуй) и острова Сокотра. Они сопровождаются сильным устойчивым течением, которое в середине лета может достигать скорости до 7 уз и имеет направление на северо-восток вдоль Сомалийского побережья, а затем у м. Гвардафуй поворачивает в сторону о. Сокотра на северо-восток и восток.
Суда, находящиеся в этом районе, испытывают особенно тяжелые условия плавания. Следуя на восток, после выхода из хорошей погоды Аденского залива, сразу попадают в штормовые условия. Часть судов, следуя на Проход Девятого Градуса к о. Миникой, пытаются укрыться за о. Сакотра, прокладывая путь к северу от него. Однако после прохода о. Сокотра они попадают в тяжелые штормовые условия, которые преобладают в этом районе в это время года. Попытка после прохода о. Сокотра уйти к югу, в более благоприятные для плавания условия, вынуждает судно пройти через особенно тяжелый штормовой район, потерять много времени, следуя против ветра и волн, угрожает повреждением судна волнами.
Практика плавания в этом районе выработала обходной, более благоприятный путь, которым пользуются некоторые суда для преодоления штормовой зоны. После выхода из Аденского залива суда спускаются к югу вдоль Сомалийского берега до мыса Рас-Хафун, а затем идут через Проход Полуторного Градуса в Мальдивских островах к Зондскому проливу. Путь несколько больший по расстоянию, чем на Проход Девятого Градуса, но проходит в более благоприятных условиях и позволяет достичь выигрыша во времени.