Традиции

У древних египтян фараон общался с кем-либо через третье лицо. А египтяне настолько благоговели перед фараоном, что называли его в разговорной речи в третьем лице «Оно», дабы не осквернить его имя и не навлечь на него несчастья.

Египтяне считали многословие своим долгом и высшим почтением начальству.

При Персидском дворе полагалось появляться при оружии, но из почтения к царю полагалось закрывать руки рукавами одежды. С царем можно было разговаривать только прикрыв рот рукой, чтоб дыхание говорящего не могло коснуться царя, поэтому все приближенные постоянно носили на голове капюшон, закрывавший им рот. По-видимому, этот обычай был создан из соображений охраны здоровья царя, чтоб его не могли заразить возможной инфекцией. По уставу, которым определялся весь уклад жизни персидских царей, они могли употреблять в пищу только самые редкие и изысканные продукты. Доходило до того, что воду, взятую из одного предписанного источника, возили за царем повсюду.

Эти обычаи указывают на одну из отличительных характеристик восточного общества – чрезвычайное почитание царя.

Дальше – о положении женщин. Именно степень гендерной стратификации определяет степень социального развития общества. Тут у нас Египет отличается от других древневосточных государств. На это указывают прежде всего изображения. Практически на всех египетских изображениях присутствуют женщины. В Древнем Египте женщины обладали достаточно большими социальными правами, на что указывает даже само нахождение женщин на троне, чего не было ни в каком другом древневосточном государстве, кроме Шумера (Списки царей). Даже мужской костюм изменялся, становясь, особенно в эпоху Нового Царства, все более похожим на женский. А Нофертити была первой женщиной, которую изобразили даже на боевой колеснице, сражающуюся с врагами. Хотя, судя по скульптурам и изображениям мужчин и женщин до времен Нофертити, мужчинам все же отводилось главенствующая роль, а в позе женщин просматривался намек на целомудрие и верность. Так, статуи мужчин изображались с выставленной одной ногой, а женщины – с плотно сжатыми прямыми ногами.

То общественное положение женщин в Ассирии, а потом и в Персии было очень низким, когда женщина изначально была поставлена в подчиненное положение, что сбереглось в мусульманских странах и в наше время. На асирийских и персидских изображениях женщины встречаются крайне редко. В Персии женщинам не только не позволялось показываться публично, но и считалось непозволительным изображать женские фигуры на барельефе. Это можно пояснить двояко. С одной стороны, можно предположить, что женщину считали личной вещью и оберегали как личное имущество. С другой стороны, можно предположить, что женщин считали слишком ценными для каждой конкретной семьи и продолжения рода, чтобы на нее мог смотреть кто-то другой.

Но, наличие гаремов и наложниц, характерное для всех древневосточных государств, так же как и обычай левирата, когда женщина была обязана, и узаконенный в Персии брак-инцест с матерью, сестрой или дочерью, в отличии от Египта где не разрешались браки между детьми и родителями, говорит все же в пользу объединения этих двух взглядов на женщину как на мать и как на личное имущество, которое необходимо так же беречь, как и любое другое личное имущество, поскольку количество жен и наложниц указывало на степень богатства мужчины.

Стоит заметить, что в низших классах общества женщина пользовалась сравнительно большей свободой, поскольку мужчин этих слоев населения больше занимали не получение удовольствий, а забота о пропитании семьи, и женщина тут выступала в большей степени как мать.

Иметь много детей у персов считалось общественной заслугой. Это поощрялось властью. Цари одаривали ежегодно семьи тех подданных, у которых было большое количество детей. Это объяснялось необходимостью значительного пополнения человеческих ресурсов государства, которые уменьшались главным образом из-за войн.

Персидская книга законов предписывала персам брак как священную обязанность, а семейный союз находился под защитой религии. Законы давали преимущество женатому перед холостым, имеющему детей над бездетным, предоставляя главе семейства власть над остальными членами семьи, что, в общем, было характерно практически для всех древневосточных государств. Более того, если мужчина предавался разврату с посторонними женщинами, то его считали одержимым.

Законы также заботились о том, чтоб дети рождались здоровыми. В частности персидские законы разрешали девушкам вступать в брак после 15 лет.

А у евреев брак зачастую был лишь сделкой между родителями жениха и невесты.

Обряд погребения у народов Средней Азии имел свои особенности. Поскольку считалось, что огонь, земля и вода являлись частицами Ахурамазды, а тела умерших считали нечистыми, то их не сжигали и не предавали земле, а оставляли на съедение животным. Законы под страхом наказания запрещали одевать мертвого. Либо же оставляли на сьедение часть тела, а остальную часть покрывали воском и зарывали. Этот обычай существовал у мидян, персов, бактриан и гирканийцев.

Хотя для царских особ династии Ахеменидов в Персии высекались в горах близ Персеполя (г.Рехмет) гробницы, либо строились здания (для Кира 2), но отдельно стоящие здания строились лишь для царей-мятежников. Например, Кир 2 погиб в проигранном сражении против своего брата Артаксеркса 2.

А вообще, многие исследователи допускают мысль, что священные книги законов персов были развитием культурных воззрений покоренных персами народов Маргианы, Бактрии и Согдианы, потому как по крайней мере до Кира персы были довольно отсталыми в культурном плане, сосредотачивая все ресурсы и силы на военные цели.

У древних евреев существовал закон, запрещающий делать порезы на коже и выстригать брови в знак траура. У египтян было принято обривать брови, если умирала домашняя кошка, если собака, то сбривали все волосы на теле.

Считают наиболее вероятным, что Таро появились при Рамзесе 2 (отсюда один из вариантов перевода - «путь фараона». Считается, что в 78 табличках египетские жрецы сохранили тайные знания. Оригиналы табличек сгорели при пожаре в Александрийской библиотеке. Позднее в 14 в. н.э. Таро были разделены на Старшие и Младшие арканы. Младшие известны нам под видом обычной игральной колоды карт. А судя по раскопкам, игральными костями пользовались уже в Ассирии.