Виртуальный магазин
Виртуальный магазин (Интернет-магазин) - это реализованное путем создания Web -сервера в сети Интернет представительство для продажи товаров и услуг другим пользователям сети Интернет. Виртуальный магазин -это сообщество территориально разобщенных сотрудников магазина (продавцов, кассиров) и покупателей, которые могут общаться и обмениваться информацией через электронные средства связи при полном (или минимальном) отсутствии личного прямого контакта.
Виртуальный магазин имеет доменный адрес. Как любой Web-сервер, виртуальный магазин состоит из целого ряда гипертекстовых страниц, зачастую с мультимедийными элементами.
Функции, осуществляемые он-лайн магазином, совершенно банальны и сводятся к двум основным: во-первых, предоставить клиенту информацию о товаре (услуге); во-вторых - получить от клиента заказ на товар (услугу). Иногда (при использовании онлайновых платежных систем, которые далее будут рассмотрены более подробно) добавляется третья функция - получение оплаты; а при торговле информацией еще и четвертая - отправка оплаченного товара.
Электронный магазин имеет несколько особенностей. Следует иметь в виду, что покупатель не может пощупать или понюхать товар, оценить качество материи, запах духов. И хотя о создании устройств, обеспечивающих такие возможности, уже идет речь, все равно эффект виртуальной, заочной оценки товара останется. Это означает как минимум две вещи. Во-первых, не всякий товар, который пользуется спросом в обычном магазине, будет хорошо продаваться в Сети, это зависит от того, насколько важным является именно пропадающие свойства товара. Во-вторых, многократно возрастает значение торговой марки, под которой продается товар. Если товар уже хорошо известен или фирма-производитель имеет высокую репутацию, то у такого товара гораздо больше шансов быть замеченным в электронном магазине.
Сегодня под названием "он-лайн магазин" предлагается целый спектр решений различного масштаба и назначения. Можно предложить следующие градации:
• интернет-витрина;
• торговый автомат;
• автоматический магазин.
Интернет-витрина - это логичное и простое расширение банального Web -сайта. Просто на сайт выкладывается информация о товарах и с минимальной регулярностью обновляется. Таким образом, все, что может сделать посетитель, - это получить информацию (более или менее подробную и актуальную) о товарах и услугах.
Практическая полезность такой витрины вполне очевидна, затраты на ее создание и администрирование могут быть довольно низкими, но это еще не торговля, а лишь разновидность рекламы. В этом решении отсутствует интеграция с бизнес-процессом торгующей фирмы. Для осуществления покупки потенциальный покупатель сначала должен посетить Интернет-витрину, а позже пройти обычный цикл покупки: звонок, визит или электронное письмо в компанию, оплата и т. д.
Название "торговый автомат" очень хорошо описывает следующий вид решений. Кроме тех функций, которые осуществляет Интернет-витрина, торговый автомат может принимать заказы, а затем в он-лайне, либо пакетном режиме, передавать их менеджеру. Дальнейшая обработка заказа производится по обычной для компании схеме.
Так как в данном случае речь идет о реальном товаре, то становится необходимой синхронизация содержимого сайта с реальными ценам и на товар.
Проблема отслеживания наличия товара на складе решается следующим образом: в автомат вводится лимит, в пределах которого производятся продажи. Периодически лимит изменяется - по мере изменения остатков на складе (предположим, раз в сутки) - аналогично тому, как это происходит с автоматом, торгующим газетами, который продает партию газет, заложенную в него оператором, а потом требует перезарядки. Принципиальное отличие торгового автомата от Интернет-витрины состоит в том, что заказы на покупку и счета на оплату заказанного товара выписываются без участия человека. Таким образом, значительно вырастает возможность ошибки.
В отличие от Интернет-витрины, торговый автомат осуществляет реальную торговлю и соотношение затрат к результату выглядит наиболее предпочтительным для пилотных и тестовых проектов с небольшими потоками покупателей. Для использования торгового автомата уже необходима некоторая интеграция с бизнес-процессом, так как обновление информации на сайте должно происходить регулярно и достаточно быстро. В связи с этим возникает необходимость сопряжения базы данных предприятия с торговым автоматом.
Самым мощным комплексным и сложным решением является автоматический магазин, который не только выписывает счета, но и предоставляет средства для отслеживания заказов, а в случае использования онлайновой платежной системы принимает платежи и формирует заявки на доставку товаров покупателям. В этой модели менеджер уже не является необходимым звеном при обслуживании покупателя, его задача - общий контроль работы системы. Такое решение наиболее эффективно, но и наиболее сложно. В Интернет отображается рабочая база данных торгующей компании. Заказы обрабатываются автоматически, резервируется товар на складе, корректируются остатки, производятся другие необходимые операции.
Виртуальный магазин работает по технологии, схожей с работой традиционного магазина.
Виртуальные магазины могут создаваться различными путями. Выделяют четыре варианта создания таких
магазинов:
• аренда уже готового магазина;
• приобретение "коробочного" программного обеспечения;
• самостоятельная разработка проекта;
• заказная разработка.
При первом варианте платится определенная сумма платы за подключение к действующей системе торговли. Арендодатель несет расходы на адаптацию этой системы к требованиям заказчика и поддержание работоспособности виртуального магазина.
"Коробочный" продукт программного обеспечения - это программная система, готовая к употреблению в том виде, в каком она есть. Другими словами, это пакет решения для создания виртуального магазина. С ознакомительной экскурсией можно рекомендовать посетить Unicomm http://www.u-c.ru и электронные магазины, которые эта компания поддерживает. Компании, которые хотят открыть в Web свои магазины, но не обладают достаточным техническим потенциалом для их оформления, могут с помощью предлагаемых Unicomm инструкцией за полдня создать стандартный магазин вместе с описаниями и фотографиями товаров. Многочисленные подробные отчеты создают профиль клиентуры, которая посещает ваш магазин. Самостоятельная разработка проекта требует больших расходов, чем первые два варианта, и тщательной разработки, не допускающей ошибок.
Заказная разработка дает возможность разработчику требовать качественного исполнения заказа, выполнение которого он поручает опытным специалистам.