Светское хоровое исполнительство

В дореволюционное время существовали частные хоры принадлежащие какому-либо лицу - любительские хоры, которые можно считать прообразом современных форм хорового исполнительства.

Среди частных хоров сер. XIX в. выделяются: хоровая капелла Ю.Н.Голицина, капелла графа Шереметьева, состоящая из крепостных крестьян его усадеб украинской вотчины.

Первым руководителем был крепостной, автор оратории «Минин и Пожарский» Степан Дегтярев, но расцвет хора связан с именем Гавриила Якимовача Ломакина.

Он ввел в хор профессиональное обучение, продумал систему образования хоровых певцов, изложил ее в книге «Краткая метода пения» изд. в 1860 году. Ломакин был самым популярным хормейстером. Его даже упрекали за отступление от традиций, сложившихся при исполнении культовых песнопений.

Стасов в рецензии на Шереметьевские концерты писал:

«Многие знатоки и в Германии, др. странах, и у нас утверждают, будто древняя церковная музыка 16-18 столетия должна быть выполнена ровно и одинаково, без accelerando и проч., прочее; т.е. кто держатся такого мнения мало знают историю русской музыки и им не известны многочисленные свидетельства писателей и путешественников, которые, начиная с 17 столетия, рассказывают именно про все те оттенки в исполнении тогдашних знаменитых хоров и дирижеров, воспитанных самыми великими композиторами. При том же стоит рассмотреть только сами эти сочинения, чтобы убедиться, что они требуют бесконечного разнообразия и полноты деликатных подробностей.

Исполнение никогда не должно быть театрально; но здесь доказательсв у руководителей нет, кроме верного и глубокого художественного инстинкта, по этой причине пение певчих графа Шереметьева выше названных пьес вполне превосходно».

После смерти графа Шереметьева в 1871г. – капелла была распущена. Усилия Ломакина оказались напрасны. Сыну Шереметьева также не удалось восстановить хор.

Хор Александра Андреевича Архангельского (1846-1924) выпускник синодального училища.

Был регентом в Пензе. В 1880 организовал хор. Архангельский был первым хормейстером, которому присвоили звание Заслуженный артист РСФСР. Архангельский решил вывести русское хоровое исполнительство за узкие рамки церковного пения, сделать хор воспитанным и музыкально образованным коллективом.

Хор развил большую концертную деятельность, которая имела большое просветитительское значение.

Архангельский впервые включил в хор женские голоса (1886г.)

Со 2-ой пол. 80гг. А. с хором провели циклы исторических концертов. Ставили целью знакомить публику с мастерами хорового письма XV-XVII вв.

Архангельский вошел в историю хоровой культуры и как композитор (дух. произведения), обработок русских, польских, чешских песен.

В 1924 г. А с коллективом был приглашен в Чехословакию, где умер.

 

Вячеслав Александрович Булычёв (1872-1959) – рус. хор. дирижер, композитор, муз. писатель, обществ. деятель.

Был вольнослушателем Московской консерватории, ученик Танеева. Был увлечен полифонической музыкой, широко е пропагандировал.

Организатор Московской симфонической капеллы (любит. коллективов, рабочие).

Исполняли ораторию Генделя «Самсон», реквием Моцарта, сочинения, мессы Баха.

У Булычёва была своя особая система обучения. Преподавались игра на фисгармонии, фортепиано, теоретические дисциплины, латинский язык.

В 1904 совместно с Линёвой организовал хор причистинских курсов (для рабочих).

Булычёв автор ряда работ по хоровому делу.

 

Иван Иванович Юхов (1871-1943) – сов. хор. дирижер.

В 1900 – организовал любительский хор Мытищинского вагонного завода (пели рабочие).

В 1919 – хор преобразован в 1 государственный хор , в 1925 хор им. М.И.Глинки.

В 1942 на базе этого хора Юхов создал Республиканскую хоровую капеллу (нынче им. Юрлова).

В эти годы открываются бесплатные хоровые классы. Организовываются хоровые общества в Петербурге и Москве.

Бесплатные музыкальные школы (Балакирев, Ломакин). Цель – распространение начального хорового образования среди народа.

При школах был хор, оркестр.