Церковно-певческое направление

I.Церковно-певческое исполнительство.

Основные вопросы

Церковнопевческое, светское, народное).

Тема II : Истоки, развитие, направления хорового искусства

Л и т е р а т у р а

 

1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство - М. «Владос» 2003.

2. Лащенко А. Хоровая культура., Л.,1989.

3. Асафьев Б. О хоровом искусстве - Л.,1980.

 

 

1. Культура Киевской Руси.

а) архитектура.

б) литература.

в) музыка (светское музыцирование, скоморохи, кандакарное пение).

2. Великий Новгород.

а) архитектура.

б) литература (Садко, былина-эпос).

в) музыка (скоморохи, распевщики, знаменное пение, Пещное действо, колокола).

3. Москва XV в.

а) история (объединение земель, Куликовская битва).

б) литература (поэма «Задонщина», книгопечатание).

в)архитектура (Кремль, Собор Вас. Блаженного и т.д.).

г) музыка (жанр исторической песни, «Обиход», «Стоглавый собор», хор государевых певчих дьяков, знаменное демественное, строчное, партесное пение. М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский, Синодальный хор).

II.Светское хоровое исполнительство. Хоры:

1.Т.Я.Ломакина.

2.А.А.Архангельского.

3.В.А.Булычёва.

4.И.И.Юхова.

III.Народное хоровое исполнительство. Хоры:

1. И.Е.Молчанова.

2. Д.А.Агренева-Славянского.

3. П.Г.Яркова.

4. М.Е.Пятницкого.

Цель:Проследить исторический путь развития академического хорового исполнительства. Проанализировать его взаимосвязь с другими видами искусства и направлениями хорового исполнительства.

 

Хоровое искусство прошло огромнейший путь от первоначальных календарно-обрядовых циклов (исторических и лирико-бытовых песен) до хоровых концертов (современной музыки – хоровой концерт памяти Юрлова Г.В.Свиридова).

III направления: церковно-певческое, светское и народное хоровое исполнительство.

 

1. Культура Киевской Руси. (IX-X век образование) –

наивысший расцвет 2 пол. XI века. 988 год – принятие христианства.

Киев – город центр, пересечение торговых путей север – юг, восток – запад – философы, знатоки книжности, живописцы и зодчие.

 

 

Особенно тесные взаимоотношения Киевской Руси с Византией. В конце X века при Владимире I Святославиче, византийское православие было объявлено государственной религией. Принятие христианства. Епископские канцелярии, соборы и монастыри – главный центр киевской образованности.

1.Литературный язык, письменность (Ярослав I Мудрый, его внук Влад. Мономах – незаурядные литературное дарование, интересные произведения).

2.Архитектура, изобразительное искусство – строились роскошные, монументальные храмы, дворцы и соборы.

3.И конечно музыка – необъемлемая часть быта Киевской Руси. Она исполнялась во время торжественных приемов и церемоний, на веселых пирушках, охотах для заполнения досуга.

Светское музыцирование.

Несмотря на противодействие церкви, многие князья окружали себя «умельцами» - певцами и исполнителями на музыкальных инструментах, а иногда и сами играли и пели. Музыканты были и иностранцы из Византии – приносили свой репертуар. Музыка не только для увеселения, но и ратная (боевая) – трубы, бубны. XII в. «Слово о полку Игореве» – идея национального единства в период К.Р. – яркое выражена в героических славильных песнях. Песнь Баяна – певец, поэтический глашатый.

 

В К.Руси формируется тип древнерусского актера – скомороха – умелый, остроумный, находчивый – обязательный участник всякого народного празднества или развлечения.

Общественное положение скоморохов, несмотря на популярность, было бесправным. Гонение со стороны церкви. Со временем произошло расслоение в среде скоморохов.

1.странствующие, часто гонимые и преследуемые.

2.тип скоморохов оседлого, «служилого» (служившего одному покровителю).

Высокого развития в Киевской Руси достигает культура церковного пения.

Вырабатываются прочные профессиональные традиции, закрепленные определенной совокупностью правил и понятий, создается своя система музыкальной письменности, давшая возможность твердой фиксации и сохранение употребляемых напевов.

При Ярославе Мудром пришли 3-е греческих певцов («с роды своими»), т.е. с семьями «и от них началось в русской земле ангелоподобное пение».

В отличие от католической церкви, в православной церкви пение было исключительно вокальным, без участия инструментов и строго одноголосным.

Одной из сторон исключительно своеобразной художественной культуры русского средневековья был стиль – Знаменное пение – одноголосное.

С течением времени знамена стали называть крюками – «крюковое пение».

Хоровой стиль a cappella. Каждый глас – свои хоровые попевки – погласицы. Мелодика строго диатонична, ровное, поступенное движение в пределах ч.4, ч.5, 6 – свобода и текучесть ритма (колорит музыки сравним с впечатлением от древних икон и церковных фресок).

Тип знаменного пения можно отнести к типу хоровой псалмодии. Хормейстер руководил при помощи рук – хэйрономии (хейрономия – стариннный способ управлять хором при помощи рук и пальцев, использовали мимику и движения головой. Возникла на Востоке и развилось в Др. Греции, затем в Византии. 1-ый руководитель церковного хора назывался доместик).

Кроме знаменного пения в Киевской Руси существовал стиль кандакарного пения, применяемый в исполнении праздничных хвалебных гимнов – кондаков. Обилие всевозможных украшений, хроматизмов, модулирующих переходов из одного лада в другой, яркая красочность, пышность.

Кандакарное пение не расшифровано. Канд. пение видимо не пользовалось широкой массовой распространенностью и отмирает вместе с упадком самого Киева и разложением тех жизненных форм, которые складывались в цветущую эпоху его существования. В XIII в. кондакарное пение полностью исчезает из певческих книг.

В XII в. Киев приходит в упадок.

Большое значение короткого периода расцвета Киевской Руси для культуры.