Особенности ВНД человека и отличие ее от ВНД животных. Учение И.П.Павлова о 1-ой и 2-ой сигнальных системах.
Эмоции и их биологическая роль Классификация эмоций Теории эмоций . Роль структур головного мозга в формировании эмоций. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных состояний.
Что из себя представляют эмоции. Каждый из нас знает что эмоции это наслаждение радость, горе , страх, итд. Благодаря эмоциям Человек различает что плохо , что полезно ,что вредно. Если человек знает что полезно, что опасно тогда должны совершаться определенные действия. Следовательно, зачем нам нужны эмоции. Эмоции это факт нашего бытия и возникли они в процессе эволюции. Связь эмоции с потребностями бесспорна но считать эмоции функциие лиш потребностей нельзя. Так как неудовлетворительная потребность не менее необходима для положительных эмоций. При наличии 2х или более потребностей у человека формируется дополнительная мотивация на удовлетворение этой потребности. Это вторая функция переключающаяся. В качестве примера рассмотрим поведение курящего человека. Инстинкт самосохранение сильнее чем потребление в никотине. Но инстинкт самосохранения не порождает отрицательную эмоцию страха потерять здоровье из за курения так как с точки зрения субъекта эта опасность маловероятна. А потребность в никотине, ритуале курения воспоминанием о затяжки дымом приводит положительной эмоции. Своеобразной специфической разновидностью эмоций является их подкрепляющая функция. Вышеперечисленные виды эмоций определяют биологическую роль .
Термин «Эмоция» происходит от французского слова emotion (волнение) Можно привести несколько определений применяемых в литературе
1. Эмоция – реакция организма на воздействие внешних и внутренних раздражений , имеющие яркую окраску и охватывающие все виды чувствительности.
2. Эмоция – это физиологическое состояние организма имеющию ярко выраженную окраску охватывающий все виды чувствительности и переживаний человека- от сугубо травмирующих страданий до до высоких форм радости.
3. Эмоция- это отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности ( возможности) ее удовлетворения. По нашему мнению наиболее приемлемое определение дается в словаре физиологических терминов
4. Эмоция – это активное состояние системы специализированных мозговых образований , побуждающих субъекта изменить поведение в направлении максимизации или этого состояния.
Классификация эмоций П К Анохин еще в 1964 писал что классификацию отражающую сущность эмоций до сих пор не создано. С тех пор прошло уже более 50 лет , а до сих пор исчерпывающей классификации эмоций нет. Варданян в 1989 предлагал классифицировать эмоции на основные и вторичные последние возникают на основе первых. Многие физиологи различают эмоции отрицательные, связанные с возникновением потребности , и положительные сопровождающие их удовлетворение. Следует отметить что положительные эмоции не всегда соответствует позитивной для организма значимости 9 например (употребление алкоголя или наркотика). Симонов 1981 классифицировал эмоции от величины потребности вероятности ее удовлетворения и характера действия. Он предложил разделить на Контактные и дистанционные. Однако из всего сказанного надо отметить что исчерпывающая классификация дело будущего.
Теории эмоций можно разделить на две большие группы психилогические нейробиологические .
Одной из первых теорий была теория Ч Дарвина 1872 выработанныя на основе эмоциональных выражениях. Гнев, страх, радость и другие выразительные движения включая мимические реакции. В современной литературе широкую информацию получили теории
1Активационная теория эмоций Линдслея 1951-57г. Эмоциональный стимул (внешний, условный, либо внутренний безусловный) активирует ствол мозга, который в свою очередь посылает импульсы в гипоталамус и новой коре. Это активирует механизм трансформируется в поведение с наличием того или иного эмоционального состояния.
2 Биологическая теория П К Анохин 1964 появление эмоции формируется в зависимости от биологической потребности , которая приводит к появлению к появлению отрицательных эмоций , а удовлетворение существующей эмоции потребности ведет к появлению положительной эмоции закрепляется в памяти и выполняет важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности. Эмоции По Анохину включены в звено целостного поведенческого акта, где происходит спавнение параметров действия с заготовленными заранее на основе афферентного синтеза аппаратом будующих событий(акцептором результата действия) положительная эмоция возникает если сигнал о результатах действия совпадает с параметрами акцкптора результата действия. Несовпадение отрицательную эмоцию.
Вегетативно-моторные компоненты эмоций.
Эмоциональное состояние является результатом системной организации мозговых структур, которое отражается в виде изменение позы мимики. Деятельности внутренних органов т.есть комплекса соматовегетативных изменений. Эти периферические изменения эмоций обладают различными физиологическими свойствами. Выделяют контролируемые и не контролируемые. Так человек может контролировать дыхание речь, слезотечение но совершенно не может контролировать ССС, ЖКТ, ЖВС. Степень участия вегетативной НС при гневе страхе преобладает симпатическая НС, а приятные эмоции характеризуются проявлением парасимпатических компонентов НС. Однако это не правило, так как парасимпатические реакции могут проявляться при страхе особенно у людей склонных к невротическим реакциям. У космонавтов эмоциональное состояние определяется по тембру речи, ее окраски. Из всего сказанного следует, что эмоциональному состоянию соответствует целый комплекс соматов-исцеральных процессов.
9. Типы ВНД животных и человека (И.П.Павлов), их классификация и характеристика. Методики определения типа ВНД. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.
Издавна было замечено, что человек и животные в разных ситуациях (или в одной и той же ситуации) ведут себя по разному, то есть индивидуально. Поэтому были предложены различные объяснения подобного поведения. Гиппократ объяснял особенности индивидуального поведения соотношением различных жидкостей в организме: крови (sangvuis), желчи (chole), черной желчи (melaine chole) и слизи (phlegma).
В древней китайской медицине выделяли также 4 типа (основных) нервной деятельности. Если соотнести их с темпераментами Гиппократа - почти полная аналогия: "море энергии" - сангв., "море кровянное"
- холерик, "море пищевое" - флегматик и "море костномозговое" - меланхолик.
При изучении условнорефлекторной деятельности у животных (ВНД по Павлову) в лаборатории И.П.Павлова было замечено, что у одних животных УР вырабатываются быстро, у других - медленнее, у одних - быстро формируются те или иные виды условного торможения, у других - с трудом и медленнее. Эти факты позволили сделать заключение, что условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Эти свойства значительно определяют типологию ВНД, которая, в свою очередь, зависит от наследственных особенностей (генотип) и приобретенного индивидуального жизненного опыта (фенотип).
Тип ВНД - совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение в функциях организма. Роль врожденных и приобретенных свойств меняется в зависимости от условий. Как правило, в экстремальных ситуациях на первый план в поведении проявляются преимущественно врожденные механизмы ВНД. На основании изучения индивидуальных особенностей условнорефлекторной деятельности И.П.Павлов предложил ввести понятие свойства нервной системы - это основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды:
1. сила процессов возбуждения и торможения - способность нервной клетки сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; лица с более сильной нервной системы выносливее и стрессоустойчивее;
2. уравновешенность, то есть одинаковая выраженность процессов торможения и возбуждения; люди с > уравновешенным поведением;
3. подвижность н.с. - выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому; лица с высокой подвижностью нервной системы, отличающейся гибкостью поведения, быстрее приспосабливающейся к новым условиям;
На основании комбинации взаимосвязи этих 3-х основных показателе характеризующих процесс торможения и возбуждения,
И.П.Павлов выделил 4 типа ВНД:
1. Тип "сильный, но неуравновешенный" - характеризуется преобладанием возбуждения над торможением . Зачастую представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД, он способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением Гиппократа "о темпераментах" - это холерический тип.
2. Тип "сильный, уравновешенный, инертный" - с сильными процессами возбуждения и торможения, но с плохой их подвижностью; с таким типом субъект испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой и соответствует по темпераменту - флегматику.
3. Тип "сильный, уравновешанный, подвижный" характеризуется хорошей силой, подвижностью, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением Гиппократа о темпераментах – сангвиник.
4. Тип "слабый" - характеризуется слабостью нервных процессов - возбуждения и торможения. Это человек или животное - слабовольные, бояться трудностей, легко подчиняются другим, плохо приспосабливаются к условиям окружающей среды, подвержены невротическим расстройствам, соответствуют меланхолику по Гиппократу.