Создание торгово-пешеходных зон

Создание торгово-пешеходных зон— одно из таких решений. Возникновение идеи таких зон относится к концу первой половины XX в. Еще Ле Корбюзье предложил проект реконструкции центра г. Сен-Дье во Франции, где предусмотрел систему кооперативных магазинов в сочетании с объектами культуры, спорта и даже муниципального управления.

Во второй половине века эти идеи получили дальнейшее развитие. В США и Канаде на свободных территориях стали создавать так называемые «моллы» — пешеходные общественные пространства, объединяющие торговлю, культурные, увеселительные и бытовые учреждения.

Это может быть торговая улица или пассаж, целая система таких улиц и площадей, расположенных в строго определенной последовательности. Они, как правило, находятся под общей крышей, что круглогодично обеспечивает посетителям комфортную среду пребывания.

Наметились два принципиально различных метода размещения таких зон.

В первой, наиболее простой, используют пространства существующих торговых улиц. Прежде всего, выводят транспортные потоки — основной источник дискомфорта для посетителя. Иногда движение закрывают не полностью, сохраняют ограниченные маршруты общественного транспорта. Оставляют одну-две полосы движения, а остальную часть улицы отдают пешеходам.

Снятие движения на улице с бульваром позволяет создать широкую эспланаду, путем дополнительной посадки деревьев обеспечить тень. Такое решение хорошо применять в южных городах.

В практике градостроительства создают пешеходные улицы не только под открытым небом. Есть примеры их превращения в пассажи. Для этого над эспланадой устраивают большепролетные перекрытия арочной конструкции или по фермам. Их поверхность стеклят для освещения солнечными лучами. Другой метод заключается в использовании малозастроенных участков, внутри кварталов, где застройка менее ценна, чем вдоль улиц. Размещение торгово-пешеходных зон на этих относительно недорогих участках оправданно, поскольку транспортное движение по магистралям сохраняется. Создаваемая зона легко подключается к существующим пешеходным трассам. Новое строительство не вносит диссонанс в историческую канву периметральной застрой ки. Скорее укрепляет планировочную структуру территории, а существующие магазины, расположенные вдоль улиц у входов в зону, являются ее витриной.

Торгово-пешеходные зоны получили распространение не только за рубежом. Подобные преобразования претерпевают территории в центре крупных городов России. Например, в Москве существует пешеходные улицы —Арбат и Театральный проезд. Под руководством А.Э. Гутнова разработан проект организации пространственного молла в районе

Столешникова переулка (рис. 5.11, б). Подобные решения имеются в других городах СНГ.

 
 

В упомянутом проекте реконструкции кварталов изменены не только функциональное содержание улицы, но и впечатления горожанина, находящегося на ней. Уже можно говорить об интерьерном восприятии улицы как торгово-рекреационного пространства. Этому способствует декоративное мощение и отделка двух этажей зданий. Украшает подсветка и подвесная реклама, если она будет выполнена на хорошем эстетическом уровне.

При создании торговых улиц предполагается использовать квартиры нижних этажей жилых зданий, не отвечающие современным нормативам гигиены, инсоляции и аэрации. Они будут превращены в небольшие гостиницы, пансионы и общежития, что удобно для приезжих.

В некоторых объемах устроены художественные галереи и выставочные салоны. На свободных участках территории разбиты озелененные рекреационные площадки.


В решении предусмотрено перекрытие пешеходных трасс и создание пассажей.

Создавая торгово-пешеходные центры, учитывают фактор их притягательности для горожан. Здесь важно структурно - планировочное распределение вдоль пешеходных путей учреждений различной степени привлекательности.

В простейшей линейной схеме, показанной на рис. 5.12, а, узлы с магазинами-магнитами перенесены ближе к входам в зону. Получена двухполюсная система.

Возможны и многоузловые системы, как линейные, так и угловые. Схема на рис. 5.12, в, ближе к первой и является трехмагнитной. На рис. 5.12, бя г изображены схемы с узлами-магнитами разной степени притягательности, рассредоточенные по всей длине зоны. При этом под притягательностью подразумевают не только значение узла как элемента торговли. Этими свойствами обладают учреждения развлечения и культуры.

Для определенной категории жителей дискотека, бар и ресторан могут служить магнитом, привлекающим их в определенные планировочные узлы. Для других важными являются музеи, выставки картин и галереи. Третьи считают особо привлекательными концертные залы, оперные и драматические театры или центры развлечений типа «Мулен Руж».

Четкие границы между социальными группами со своими специфическими потребностями не прослеживаются. В определенный период времени лиц одной группы могут привлекать одни учреждения, что не исключает их желания посетить другие, но при определенном стечении обстоятельств. Поэтому направленность и уровни активной деятельности в отдельных планировочных узлах внутри каждой из торгово-пешеходной систем дифференцируют. Подчиняют ситуационным условиям, сложившимся на конкретных городских территориях. Учитывают социальные, экономические и рыночные факторы. Но доминирующим должен быть фактор сочетания нового со структурой городской среды в целом и застройкой в частности.

На старозастроенных территориях с обилием памятников архитектуры магнитом притяжения, особенно для туристов, являются эти сооружения. Тогда сама городская среда становится объектом формирования пешеходных и пе-шеходно-транспортных зон.

Создается система взаимоувязанных туристических, а не только торговых улиц. Естественно, что узлы притяжения в этой системе формируют вокруг ядер-памятников. Сопутствующие учреждения торговли приобретают специфическую направленность — продажа сувениров, предметов народного творчества и других товаров, имеющих спрос у туристов.

Тенденция не ограничивать пешеходную зону одной улицей или моллом, а включить в нее значительные территории центра городов получила развитие за рубежом. Есть проектные разработки расширения отданных пешеходам пространств путем создания так называемых «микрогородов». Одно из таких предложений показано на рис. 5.13. В нем предусмотрена такая реконструкция территории, ограниченной транспортными магистралями, при которой большинство пешеходных улиц ведут к трансформированной застройке внутри кварталов. Авторы рассчитывают таким планировочным приемом уровнять стоимость недвижимости, расположенной в их центре, с периметральной.

 

Коняшкина Анна Юрьевна