АФФИКСАЦИЯ
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
Главным средством выражения грамматических значений для многих языков мира (русский, белорусский, английский, французский, немецкий, турецкий, узбекский и др.) является аффиксация. Способ аффиксациизаключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов, служащих для выражения грамматических значений.
Два вида аффиксации - агглютинация и флексия (фузия);
• АГГЛЮТИНАЦИЯ(лат. agglutinatio - приклеивание, т.е. присоединение к корню особых аффиксов-прилеп);
• ФЛЕКСИЯ(лат. flexio - сгибание), или фузия(лат. fusio -слияние). Термин флексия в данном случае как способ аффиксации не следует путать с другим значением слова флексия - «окончание».
Разница между этими двумя способами:
• При агглютинации корень не изменяется, при флексии корень может под влиянием окончания измениться: дус - дустар (дуслар), друг - друзья.
• При агглютинации аффиксы имеют всегда одно
грамматическое значение, а флексии могут выражать несколько грамматических значений:
Ср. баш., тат. бала + дар + га и рус. детям. Корень бала «ребенок», пар выражает мн.число, га - направительно-дательный падеж, а флексия ям объединяет оба этих значения.
• При агглютинации для одного грамматического значения используется только один аффикс, а при флексии могут использоваться разные окончания. Напр., для мн.числа в баш. и тат.яз. - лар, отсюда порт- йорттар (йортлар), дус — дустар (дуслар), но в русском языке дом - дома, друг -друзья.
2. ВНУТРЕННЯЯ ФЛЕКСИЯ- изменения звуков внутри корня для выражения грамматических значений. Они не зависят от фонетических позиций как при фонетических и исторических чередованиях (ср. брать - беру).
В русском языке встречается редко (посылать - послать), но распространен во многих индоевропейских языках, в частности английском и немецком языках в виде аблаута и умлаута.
АБЛАУТ- изменения гласных корня при образовании основных форм глагола, напр., анг. give - gave - given, нем. geben — gab -gegeben "дать, дал, данный."
УМЛАУТ(перегласовка) - изменения гласных корня при образовании форм мн.ч.: анг. foot—feet; нем. Fuss—Fusse, т.е. "нога -ноги" (чаще всего замена гласного на более передний гласный). Внутренняя флексия распространена в араб, языке, но многие исследователи считают ее трансфиксом: kitab "книга"- kutub "книги" - katib "писатель" - katab "написал" - uktub "пиши ".
3. РЕДУПЛИКАЦИЯ(лат. reduplicatio - удвоение ), или повторы, удвоение.Способ заключается в полном или частичном удвоении основы: мама, баба, длинный-длинный, шурум-бурум; Humpty Dumpty, Wauwau, pele-mele, китап-митап.
Таким способом образуется мн. число, напр., в шумерском яз.: kur-kur (страны), в индонезийском яз.: orang-orang (люди).
4. СУППЛЕТИВИЗМ( лат. suppleo — дополнять) - грамматические формы выражаются разнокоренными словами: человек — люди, я - меня, брать - взять, хорошо - лучше; анг. / am -you are; I am — I was; нем. ich bin - wir sind; фр. je suis - ilfuit.
5. УДАРЕНИЕ И ИНТОНАЦИЯ- ударение может указывать на грамматическую форму или часть речи: ноги- ноги, любите -любите, подать - подать, increase - increase. Интонация во многих языках позволяет различать повествовательные и вопросительные предложения.
6. ПОРЯДОК СЛОВ- этот способ распространен в тех языках, где аффиксация используется ограниченно: анг., фр., кит. языки.
Кит. gao shan (высокая гора), shan gao (высота горы); wo kan ni
(я смотрю на тебя), ni кап wo (ты смотришь на меня).
В рус. языке порядок слов не играет большой роли, за некоторыми
исключениями: мать любит дочь - дочь любит мать.