Итак, дороги Киевской Руси со времен кн. Игоря и Ольги становятся государственными.

В XV в. (средневековая Русь с центром в Москве) северная дорога соединяла Москву с портом Михаила Архангела на берегу Белого моря (г. Архангельск). Скорость передвижения по ней достигала 200 км/сут, благодаря езде на «перекладных». Это, когда ямщик, взяв седока, мчал его без остановки половину перегона (30-35 км), на временной стоянке лошадь перепрягали, и другой ямщик мчал до конца перегона, где снова лошадь перепрягали и так до места назначения.

Первые «ямы» (станции) на дорогах появились при князе Иване III – Великом князе Московском и всея Руси (1462-1505гг.). При нем дороги были государственной собственностью.

К XV веку сеть грунтовых дорог включала:

· Северную дорогу – Москва – порт Михаила Архангела;

· Великую дорогу – Москва – Владимир;

· очень важный путь шел от Москвы на запад через Волок Ламский на Смоленск (позже она стала называться «Старой»);

· К Новгороду Великому вела дорога через Клин – Тверь – Торжок (одно направление) – время в пути 52 часа, второе – через Волок Ламский – Микулин – Торжок

· Москву с Рязанью связывало три дороги:

q Котловская

q Болвановская

q Брашевская

· Был и Главный* правительственный тракт: Москва – Ярославль – Вологда. Дальше путь шел реками на Великий Устюг, Соль-Вычегорскую, Кай-Городок и Соликамск. Затем путь проходил по притоку Камы на Чердынь и через Уральский хребет на Лозвинск, а далее по реке Тавде в Тобольск.В конце XVI века дорога несколько изменилась: «Бабиновская» дорога – через Верхотурье – Туринск – Тюмень - Тобольск. Позже она именовалась «Новой Сибирской», Верхотурской дорогой и была признана основным правительственным путем в Сибирь (предписано было пользоваться только ею!).

Управление этими дорогами было возложено на ямской приказ. Ямщики были «государевыми служащими». Все это было отражено в «Судебнике» Ивана III. Вступая на службу «своей охотой», ямщики давали подписку на всю жизнь – «жить на яму с женами и с детьми и со всеми животы, и с яму не сбегать, никаким воровством не воровать, в зернию не играть, ни корчмы не держать, ни татиной, ни разбойной ухлядью не промышлять; ни татям, ни разбойникам и всяким лихим людям проезд не давать» - это обязанности. Права: Ямщик поселяется в специальной ямской слободе, центром которой был государев ямской съезжий двор, окруженный забором. За забором размещались хоромы для проезжающих, избы для сменных ямщиков, конюшни, фуражные склады и т. п.

Ямщик получал участок земли (> 0,25 га), хозяйство его освобождалось от многочисленных налогов, сборов, податей и повинностей, которыми Московское государство щедро облагало своих подданных. Кроме того, ямщик получал «государево жалованье» - 20 рублей в год и что-то вроде премиальных с каждых 10 верст пробега.

В «Сборном уложении» (1649 г.) царя Алексея Михайловича (венчался на царство в 1646 г.) была специальная глава «О мытах, о перевозках и о мостах», в которой излагались правила содержания «ямских дорог»**.

В XVII веке от Москвы отходило 9 групп дорог, к которым причислялось 199 ямов:

· Москва – Архангельск – 1500 верст;

· Москва – Мезень – 1770 верст;

· Москва – Владимир – Н. Новгород (важнейшая дорога Московского центра);

· Москва – Соликамск – 1790 верст, а через Вятку – через Уржум – на Казань – Бухару;

· Москва – Верхотурье – 2110 верст;

· Москва – Астрахань – 2200 верст;

· Москва – Тобольск – 2618 верст;

· Москва – Яик – 3260 верст;

· Москва – Албазинский острог (в Даурах) – 6,5 тыс. верст.

В конце XVII века изменилась и «Бабиновская» дорога на участке от Верхотурья до Тюмени, она, минуя Туринск, пошла на Ирбит (важный торговый пункт с ярмарками). Таким образом «государева дорога», пролегая через весь северо-восток России, соединяла все области Московского государства с Сибирью.