Организационные формы дистанционного обучения

В педагогической практике выработались хорошо известные фор­мы обучения. Наиболее распространенные из них — лекции, семи­нары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены — используются в дистанционном обучении, однако, проявляя некото­рые специфические особенности.

Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают жи­вое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассетыCD-ROM-диски. Использование новейших информационных технологий (ги­пертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальнос­ти) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: ре­жиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в лю­бое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется кон­спектировать материал.

Семинары дистанционного обучения являются активной фор­мой учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видео­конференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав пре­дыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличи­вается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.

Консультации являются одной из форм руководства работой обу­чаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дис­циплины. Используется телефон и электронная почта, а также те­леконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы в дистанционном обучении предназна­чены для практического усвоения материала. В традиционной об­разовательной системе лабораторные работы требуют:

• специального оборудования, макетов, имитаторов,

• тренажеров, химических реактивов и т.д.

Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут су­щественно упростить задачу проведения лабораторного практику­ма за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-техноло­гий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обыч­ных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контроль дистанционного образования - это проверка резуль­татов теоретического и практического усвоения обучаемым учеб­ного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тесто­вый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается не­сколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

Тыоториалы — последовательно организованные консультации, назначение которых:

• способствовать активизации учебно-познавательной деятель­ности слушателей;

• формировать такие качества слушателей, как

- способность быстро адаптироваться в группе, занятой реше­нием общей для всех задачи;

- умение устанавливать личные контакты, обмениваться ин­формацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;

- умение преодолевать сопротивление окружающих, предуп­реждать столкновения и разногласия;

- умение анализировать и оценивать действия свои и других.

Тьюториалы — специфическая и организационная форма взаи­модействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тьюториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обу­чения предъявляются следующие требования:

• разработка программы для каждого тьюториала;

• определение его продолжительности с указанием предела во времени;

• разработка структуры тьюториала;

• проведение тьюториала преподавателем и экспертом необхо­димой квалификации, что особенно важно при повышении квали­фикации в конкретной профессиональной области.

Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Обучение с по­мощью нетрадиционных методов должно проводиться преподава­телями, хорошо ими владеющими. Широко используются метод анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитаци­онные упражнения, групповые дискуссии, различные формы груп­повой работы («снежный ком» (или пирамида), «жужжащие» груп­пы, мозговой штурм, «аквариум» и др.). Основные характеристи­ки технологии дистанционного обучения обусловливают и особый тип преподавателя, включенного в эту систему.

По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:

• профессионализм;

• логическая культура;

• чувство новизны и актуальности;

• высокое методическое мастерство;

• умение концентрировать внимание на главном в изучаемых процессах и явлениях;

• четкий стиль изложения;

• ориентация на развитие навыков самостоятельной работы сту­дентов.

Интерес представляют исследования, проведенные в British Open Univercity которые позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:

• вежливое, уважительное обращение;

• ясная и объективная система оценок;

• объяснение и обоснование выставляемых оценок;

• понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;

• подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на сторону обучаемых;

• отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;

• поддержка и подстраховка с сохранением объективности;

• содержательные и доброжелательные по форме комментарии;

• наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);

• наличие стимулов к дальнейшему продвижению;

• отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;

• возможность, в случае необходимости, встречи с преподавате­лем; быстрый отклик.

Итак, дистанционное обучение сегодня - это реальность. По­лучив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой техноло­гии, их количество возрастает из года в год.

Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. Кста­ти, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.

Хочется верить, что современные центры дистанционного обра­зования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, -это предвестники образования будущего, когда темп нашей жизни будет все нарастать и мы не сможем поспевать за лавиной инфор­мации, грозящей накрыть нас с головой, а неспешно учиться про­фессии пять-шесть лет в отрыве от практической деятельности по­кажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обо­гнать ту теорию, что изучается в вузе. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто.

Так как обучение в дистанционной системе требует от учащихся достаточно серьезной компьютерной подготовки, что на уровне на­чальной и средней школы практически исключено, эта форма обу­чения перспективна в системе профессионального образования — в вузах, колледжах, техникумах и профессиональных училищах и цен­трах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите методологические основы дистанционного образования.

2. Каковы отличия дистанционного образования от традиционного?

3. Перечислите принципы дистанционного образования.

4. Перечислите средства дистанционного образования.

5.Какие формы организации учебного процесса используются в дистанционном образовании?