Замечание

Предположим, класс зависит от того, в каком порядке будут проинициализированы его компоненты. Вместо того чтобы выводить один класс, наследующий свойства других классов, вы можете объявить зависимый класс в качестве данных-членов нового класса. А новый класс сможет управлять местом и временем инициализации членов зависимого класса.

Использование виртуальных базовых классов

Производные классы и их базовые классы образуют иерархию, которая может достичь невероятной сложности даже в относительно простых программах. Базовый класс может наследоваться одним и более классами, которые, в свою очередь, могут стать базовыми для еще большого числа классов. Следовательно, все эти классы связаны отношениями простого и множественного наследования и, подобно библейским персонажам, один из них порождается другим до тех пор, пока уже никто не сможет сказать, кто к кому относится.

Легко понять, почему возникают конфликты в сложной иерархии классов, особенно когда дело касается множественного наследования. Один из самых распространенных конфликтов возникает, когда производный класс наследует слишком много копий некоторых базовых классов, подобно победителю лотереи, который в один прекрасный день обнаруживает, что у него невероятное количество “троюродных сестер”, о существовании которых он раньше даже не подозревал.

Для демонстрации того, как в производных классах возникают неприятности, связанные с наследованием, ознакомьтесь с классами программы, приведенной в листинге 3.8 .В программе используется сложная взаимосвязь между тремя фиктивными компаниями и трем вымышленными инвесторами: бобом (Bob), Тедом (Ted) и Алисой (Alice). Программа может показаться неудачной шуткой, однако заимствование тесных взаимосвязей из реальной жизни поможет объяснить типичные и зачастую доводящие до белого каления проблемы, возникающие с множественным наследованием.

Листинг 3.8. FRANCH.CPP (множественное наследование и вкладчики)

1: // franch.cpp

2:

3: #include <iosream.h>

4: #include <string.h>

5:

6: class company {

7: private:

8: char *name

9: public:

10: Company(const char *s)

11: name = strdup(s);

12: cout << “In constructor for”;

13: Display();

14: }

15: virtual ??company() {

16: cout << “In destructor for “;

17: Display();

18: delete name;

19: }

20: void Display(void) {cout << name << ‘\n’; }

21: };

22:

23: class Jennys; public Company {

24: public:

25: Jennys(); Company(”Jenny’s”) {}

26: };

27:

28: class McDougles: public Company {

29: public:

30: McDougles(): Company(“McDougles”) {}

31: };

32:

33: class BurgerQueen: public Company {

34: public:

35: BurgerQueen(): Company(“BurgerQueen”) {}

36: };

37:

38: class Bob

39: : public Jennys,

40: public McDougles {

41: };

42:

43: class Bob

44: : public McDougles,

45: public BurgerQueen {

46: };

47:

48: class Alice

49: : public Jennys,

50: public McDougles,

51: public BurgerQueen {

52: };

53:

54: main()

55: {

56: Bob *bobp;

57: Ted *tedp;

58: Alice *alicep;

59:

60: cout << “\nInitializing Bob’s resturant\n”;

61: bobp = new Bob;

62: cout <<” Initializing Ted’s resturant\n”;

63: tedp = new Ted;

64: cout <<” Initializing Alice’s resturant\n”;

65: alicep = new Alice;

66:

67: cout <<”\nDeleting Bob’s resturant\n”;

68: delete bobp;

69: cout <<”Deleting Ted’s resturant\n”;

70: delete tedp;

71: cout <<”Deleting Alice’s resturant\n”;

72: delete alicep;

73:

74: return 0;

75: }

 

 

           
     
 

 

 


Рис. 3.13. Иерархия классов в программе FRANCH.CPP

На рис. 3.13 иллюстрируется родословная классов в FRANCH.CPP. в корне иерархии – класс Company, служащий базовым для трех производных классов – Jennys, McDouglas и BurgerQueen. Каждая из этих “компаний ”-классов выводится из класса Company, и, следовательно, каждый класс наследует член name (строка 8), а также функцию-член Display() (строка 20).

Три предприимчивых инвестора, Боб, Тед и Алиса, объявлены классами (строки 38-52). Класс Bob строит свою кулинарную империю из двух классов Company – Jennys и McDougles. Класс Ted делает себе состояние на McDougles и BurgerQueen.Alice, самая честолюбивая душа из троицы, вкладывает средства сразу в три класса Company – Jennys, McDougles и BurgerQueen. Когда вы запустите программу то, увидите сообщения, рапортующие, какие конструкторы и деструкторы и когда был запущены, как они инициализировали и очищали три объекта классов, по одному на каждого вкладчика (строки 56-58).