Моделью.
Следствия
A + B = A×B A×B = A+ B
A + BC = (A + B)(A + C) A(B + C) = AB + AC
A + B = A× B AB = A+ B
A + B ×A = A + B A(B+ A) = AB
A×B = A×B = A + B
A ~ B = A Å B = A × B + A × B = (A + B)(A + B)
4).Основными задачами моделирования является адекватное
представление информации для достижения двух основных целей: во-
первых, для анализа характеристик (свойств) систем и, во-вторых, для
синтеза (разработки) систем, отвечающих заданным условиям.
5).Традиционно выделяют два основных класса задач, связанных с
математическими моделями: прямые и обратные.
Прямая задача: структура модели и все её параметры считаются
известными, главная задача — провести исследование модели для извлечения
полезного знания об объекте. В простейшем случае прямая задача очень проста и сводится к явному
решению уравнения или систем уравнений.
Обратная задача: известно множество возможных моделей, надо выбрать
конкретную модель на основании дополнительных данных об объекте.
6).Существует достаточно большое количество классификационных признаков для моделей элементов и систем, однако, наиболее общим является объем информации, который несет в себе модель. Уровень определенности информации определяет границы, при которых модель и объект или модели разного вида могут рассматриваться как эквивалентные в смысле определенных критериев близости.
С этой точки зрения существуют следующие уровни моделирования:
1) Концептуальный уровень, когда определяются границы системы
либо её элемента, т.е. указываются векторы входных и выходных
координат.
2) Топологический уровень, когда определены связи входных,
выходных и внутренних переменных системы. Моделями данного уровня
являются графы (графом называется некоторая совокупность точек и
связывающих их стрелок.). Если, кроме того, указаны интенсивности
связей, то моделями этого уровня являются сети.
3) Структурный уровень, когда определена структура операторов,
описывающих взаимосвязь входных, выходных и внутренних переменных.
Например, взаимосвязь может задаваться функциональными
статическими соотношениями, операторами описания динамики
(дифференциальные, интегральные уравнения, передаточные функции и
т.д.), матричными преобразованиями и т.д.
4) Параметрический уровень, когда заданы параметры операторов
связей, т.е. модель данного уровня полностью определена (в той степени, в
которой определены параметры) и над ней могут проводится наиболее
информативные эксперименты и делаться расчеты.
7).На концептуальном уровне могут решаться задачи декомпозиции
(разбиения) на подсистемы и агрегации (объединения) подсистем в
систему. Эти процедуры являются неотъемлемыми элементами анализа и синтеза сложных систем, в том числе, на основе системного подхода. Основа методов декомпозиции и агрегации – мнение экспертов, специалистов предметной области.
8).На моделях топологического уровня могут решаться следующие
основные задачи:
1) определение общих характеристик и структурных свойств системы,
2) определение эквивалентных передач на графе (сети),
3) выделение подсистем в системе.
ЛЕК 2
9). Аппроксиматоры, называемые также в литературе «черными ящика-
ми» (black box), «формальными моделями», являются разновидностью математических моделей, описывают функциональные связи между входами и выходами моделируемой системы без учета (при отсутствии) каких-либо знаний отопологии системы. Коэффициенты таких моделей могут не иметь какого-либофизического смысла, не соотносятся, например, с технологическими параметрами процессов. В этом заключается недостаток таких моделей. Однако, эти модели эффективны в случае невозможности или трудности построения строгих математических описаний поведения систем.
10).Механистические модели.Если знания о функционировании модели
формализованы, то для описания таких моделей могут быть использованы механистические модели (ММ), к числу которых относят:
- алгебраические модели (АМ), представляющие собой системы алгебраическихи трансцендентных уравнений,
- дифференциальные уравнения (ДУ) и системы ДУ,
- передаточные функции (ПФ),
- логические модели (ЛМ) и др.
Такие модели обычно получают путем анализа физических и химических
основ моделируемых процессов. Результатом анализа является прямаяилиобратнаямодель процесса.
11).Статистические моделиявляются технологией построения моделей путем описания свойств процесса через статистические переменные и соответствующие статистические оценки этих переменных. По своей сути эти модели содержат элемент неопределенности.
Модели, согласно этой технологии, строятся с использованием методов
статистического анализа, теории игр, теории информации и т.п.