Договоры правительства Михаила Федоровича со Швецией и Речью Посполитой.

Земский собор 1613 г. Восстановление государственной власти.

Первое и Второе ополчения. Освобождение Москвы.

Оккупация Москвы.

Лжедмитрий II. Семибоярщина.

Боярский царь Василий Шуйский.

Лжедмитрий I.

Историография Смуты в России.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XVII в. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Лекция 9.

Царствование Федора Ивановича. Борис Годунов.

В дореволюционной и современной российской историографии для обозначения событий, сопровождавших хозяйственный, социально-политический и династический кризис в России в конце XVI – начале XVII в. введен термин «Смута» («Смутное время»). Истоки Смуты часто возводят еще к неудачной для России Ливонской войне и опричному террору, которые привели к витку закрепостительных мер. В советской исторической литературе в качестве альтернативы «дворянско-буржузному» термину Смутного времени даже предлагалось называть данный период «крестьянской войной и иностранной интервенцией» и рассматривать его преимущественно с точки зрения классовой борьбы крестьян и холопов. Одновременно с возвращением понятия Смутного времени складывается взгляд на события начала XVII в. как на гражданскую войну, ибо в них были задействованы практически все социальные группы и слои.

После смерти Ивана Грозного на престол взошел Федор Иванович (1584-1598). Власть фактически перешла к его шурину – Борису Федоровичу Годунову. Уже в ночь смерти Ивана IV приверженцы Федора Ивановича арестовали и отправили в ссылку родственников его последней, седьмой жены Марии Нагой. Ее малолетнему сыну Дмитрию Ивановичу был дан в удел город Углич.

Борис Годунов продолжал ту же политику, что и Иван Грозный: упрочивал положение служилых людей, принимал меры к укреплению границ государства; осуществил так называемое посадское строение, то есть учет населения посадских слобод и сотен, целью которого было вернуть в них людей, ушедших на частновладельческие земли.

Введение в 1589 г. патриаршества укрепило международное положение Русской православной церкви. В войне со Швецией 1590-1593 гг. Россия победила и временно вышла к морю, отвоевав Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Продолжалось энергичное продвижение в Западной Сибири, где были построены Тюмень, Сургут, Тобольск – будущая «столица» Сибири – и другие города. Годунов стремился приблизить Россию к Европе, отправлял дворянских детей учиться за границу, приглашал в страну иностранных специалистов.

В 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий. Со смертью Федора Ивановича окончилась прямая линия династии Рюриковичей. Избрание на царство в 1598 Бориса Годунова, который и до этого выступал фактическим правителем государства, вовсе не завершило династического кризиса. Печать выборности сильно стесняла нового государя. В 1600-1601 гг. Годунов расправился с Романовыми и их сторонниками. Глава Романовых, Федор Никитич, был насильно пострижен под именем Филарета в монахи и отправлен в монастырь.

Тяжелое экономическое положение страны не оставляло Годунову простора для маневра, и он продолжал политику закрепощения крестьян. В 1597 г. были введены урочные лета – пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1601 1603 гг. Россия пережила трехлетний неурожай и небывалый голод, поставившие страну на порог крупных социальных потрясений. Все попытки царя поправить ситуацию с помощью раздачи хлеба, организации общественных работ, разрешения выхода крестьян в Юрьев день к успеху не привели. Светские и духовные феодалы, имевшие большие запасы зерна, не спешили расставаться с ними, в надежде нажиться на народном бедствии.

Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю, а также к появлению и распространению самозванчества. Прологом к последующим событиям стало восстание Хлопка (1603-1604) – типичный всплеск социального разбоя.

В результате династического кризиса после смерти Бориса Годунова и убийства его сына Федора Борисовича (1605) трон занял самозванец Лжедмитрий I. Согласно официальной версии правительства Годунова, под именем Дмитрия скрывался монах Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). В молодости он, будто бы, был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи, жил в Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове. Несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться на престоле Лжедмитрию не удалось. Из чувства самосохранения, а возможно, и патриотизма свои польские авансы (обещания отдать Псков, Новгород, Смоленск) самозванец возвращать не хотел. Более того, приняв в Польше католичество, на Руси он запретил строить костелы. Желая привлечь на свою сторону дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, но их резервы были не беспредельны. Не решился он и восстановить Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Настороженно относилась к царю-католику православная церковь. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит.

Бояре возвели на царский престол главу заговора Василия Шуйского. Новый царь был ближайшим родственником по мужской линии угасшей династии и мог бы считать свое воцарение вполне легитимным, но вынужден был зафиксировать свои обязательства перед боярской аристократией торжественной клятвой (подкрестной записью). Патриарх Игнатий за поддержку Лжедмитрия I был лишен сана; новым патриархом был провозглашен Филарет (Романов), но затем его отстранили, и патриарший престол занял казанский митрополит Гермоген.

В. Шуйский сумел подавить восстание И. И. Болотникова (1606-07), прозванное в советской историографии Первой крестьянской войной. Однако крестьянство в войске Болотникова было не слишком многочисленным, а предводители восстания никаких специфически крестьянских требований не выдвигали. Сила этого движения состояла в том, что оно объединило различные слои и группировки общества, которые, выступая на стороне «законной» династии, преследовали свои собственные цели.

9 марта 1607 г. Шуйский принял обширное крепостническое законодательство, которое предусматривало значительное увеличение срока урочных лет. Сыск беглых становился должностной обязанностью местной администрации, которая отныне должна была каждого пришлого человека «спрашивати накрепко, чей он, и откуда, и когда бежал». Впервые вводились денежные санкции за прием беглого.

Летом 1607 г. в Стародубе появился очередной претендент на царский трон – Лжедмитрий II. По внешним данным этот человек напоминал Лжедмитрия I и утверждал, что «чудом спасся» в Москве. Сначала Лжедмитрий II направился к Туле на соединение с И. Болотниковым (соединения не произошло, так как восставшие потерпели поражение), а затем – в январе 1608 г. – предпринял поход на Москву. В начале июня он основал свой лагерь в подмосковном селе Тушино, от которого пошло его презрительное прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась жена Лжедмитрия I Марина Мнишек. Самозванец обещал ей три тысячи золотых рублей и доходы с четырнадцати российских городов после воцарения в Москве, и она признала в нем своего мужа.

Постепенно власть Лжедмитрия II распространилась на значительную территорию. По сути, в стране установилось своеобразное двоевластие, когда ни одна из сторон не имела сил для того, чтобы добиться решающего перевеса. Два года существовали «параллельные» системы власти: две столицы – Москва и Тушино, два государя – цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович, два патриарха – Гермоген и ростовский митрополит Филарет, силой привезенный в Тушино. Функционировали две системы приказов и две думы, причем в тушинской было немало знатных людей. Широкое распространение получили так называемые «перелеты», когда дворяне по несколько раз переходили из одного лагеря в другой ради получения наград и сохранения за собой при любом исходе нажитого.

Для укрепления шатавшегося трона Шуйский облекал борьбу с самозванцем в религиозные формы, обвиняя его в желании истребить православие и насадить в России католичество. В феврале 1609 московское правительство заключило договор о военной помощи со Швецией в обмен на территориальные уступки: городов Ям, Копорье и Корелы с уездом. Эта дипломатическая акция дала повод Речи Посполитой для открытого вмешательства в российские дела. Благодаря действиям воеводы М. В. Скопин-Шуйского была снята осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы, но в сентябре 1609 войско Сигизмунда III осадило Смоленск. Летом 1610 «союзные» шведские войска подступили к Новгороду и Пскову.

Ряд поражений российских войск привел к низложению Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. власть перешла к «Семибоярщине» в составе Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого, А. В. Голицына, Б. М. Лыкова, И. Н. Романова, Ф. И. Шереметева. Напуганные размахом крестьянского движения и ростом анархии в стране, московские бояре, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключили договор с польским королевичем Владиславом о «призвании его на царство». Договор во многом повторял соглашение, заключенное ранее «русскими тушинцами». Но если в первом вопрос вероисповедания Владислава оставался открытым, то Москва стала присягать новому государю с обязательным условием, что «ему, государю, быть в нашей православной вере греческого закона». На основании договора польские войска в сентябре того же года вошли в Москву, и наместник Владислава А. Гонсевский стал распоряжаться в стране. Лжедмитрий II вместе с Мариной Мнишек и «вольными казаками» под предводительством И. Заруцкого отступили в Калугу.

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в начале 1611 г. Первого ополчения под руководством воеводы П. П. Ляпунова. К нему присоединились казаки, служилые и посадские люди из других городов. В марте ополчение осадило Москву, но освободить ее не смогло, захватив лишь Белый город. Более того, летом того же года оно фактически распалось из-за разногласий между дворянами и казаками.

Положение страны все более ухудшалось. Войска Речи Посполитой после 624-дневной осады захватили Смоленск, шведы – Новгород. В этих условиях в Нижнем Новгороде по инициативе купца К. Минина сформировалось Второе ополчение под руководством князя Д. Пожарского. В октябре 1612 г. оно освободило столицу.

Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору, который в феврале 1613 г. избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Семейство Романовых устраивало все слои общества. Они были своими для родовитого боярства, для людей, связанных с опричниной Ивана Грозного, и в то же время – для лиц пострадавших от опричнины – Романовы не были особо замешаны в опричном терроре. Вступая на престол, Михаил Федорович, судя по всему, дал обязательство не принимать решений без совета с Боярской думой и Земским собором. Однако все последующее развитие страны в XVII столетии

Долгое время считалось, что избрание Михаила Романова положило конец Смутному времени. Напротив, перед новым правительством возникли чрезвычайно сложные задачи преодоления розни и восстановления государства и государственного порядка. Кризис был преодолен только к началу 1620-х гг. (подавлено восстание атамана Ивана Баловня (1615), заключены Столбовский мир 1617 г. со Швецией и Деулинский договор 1618 г. с Речью Посполитой). Отец Михаила Федоровича Филарет (Ф. Н. Романов), который в 1619 г. вернулся из плена, был избран патриархом и стал фактическим соправителем государства. По словам современников, русские люди «понаказались смутой». Упрочилась идея самодержавия, усилились настроения изоляционизма, возросло значение православных ценностей.

По Столбовскому миру России были возвращены Новгородские земли, а шведам оставлены берег Финского залива, Ивангород, Ям, Копорье, Невские земли, Орешек, Корела. По условиям Деулинского перемирия Россия отказывалась от претензий на Смоленск и почти всю Смоленщину, Черниговские и Новгород-Северские земли.