Введение

II. Дополнительная

Время: - 2 часа

 

 

Подготовил: начальник кафедры криминалистики полковник полиции

Н.А. Моисеев

 

 

Обсуждена и одобрена

на заседании предметно-методической секции кафедры

«_____»__________ 2011 г

Протокол №____

 

 

Белгород - 2011

Цели лекции:

Учебная:ознакомить обучающихся с научными положениями и основанными на них методическими указаниями и рекомендациями по расследованию и предотвращению преступлений, сформировать представление о частных методиках расследования отдельных видов преступлений и их классификации.

Воспитательная: укрепить убежденность курсантов, студентов, слушателей в необходимости знаний по анатомии и физиологии человека для улучшения качества оказания первой медицинской помощи.

Развивающая: развивать у обучаемых способность воспринимать организм человека как единое целое, а изменения происходящие при травмах и ранениях как последовательные стадии.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстрационный.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Страницы
Вступительная часть до 5 мин.
1. Понятие, система и задачи криминалистической методики до 30 мин.  
2. Понятие и классификация частных криминалистических методик до 25 мин.  
3. Структура криминалистических методик до 25 мин.  
Заключительная часть (подведение итогов) до 5 мин.

 

Литература:

I. Основная

1. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. Р.С. Белкина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2007.

2. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. Филиппова А.Г. – М., 2009.

3. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов. – М., 2009.

4. Криминалистика. Учебник. / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. – Волгоград: ВА МВД России, 2005.

5. Криминалистика. Учебник. / Под ред. Образцова В. А. – М., 2005.

1. Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). – М., 1990.

2. Расследование преступлений: Руководство для следователей. / Под ред. И. Н. Кожевникова. – М., 1997.

3. Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). – М., 1990.

4. Баев О. Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. - Воронеж, 1995.

5. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001.


В двух предыдущих семестрах, нами были изучены общие положения криминалистики, криминалистическая техника и криминалистическая тактика. С этой лекции мы переходим к изучению последнего раздела криминалистики – методики расследования отдельных видов преступлений.

Знание общих положений методики расследования преступлений необходимо как с теоретической точки зрения, поскольку без них невозможно разработать методики расследования отдельных видов преступлений, так и практическое значение, т. к., не зная общих положений методики расследования и частных методик, практически невозможно расследовать преступления.

Осуществляя расследование по уголовному делу, следователь стремится определенным образом упорядочить свою деятельность, перевести ее в разумное, рациональное, методологически целесообразное русло. С этой целью он прежде всего обращается к собственному опыту организации и осуществления работы по делам аналогичной категории, отыскивает в нем оправдывающие себя подходы, приемы, которые помогли ему в прошлом добиться успеха в расследовании, прийти к цели кратчайшим путем, показали свою состоятельность и продуктивность. Осмысливая все ценное из своего опыта, отделяя необходимое от случайного, главное от второстепенного, следователь пытается использовать отразившиеся в его памяти закономерности при работе по новому делу в сходных условиях. Однако известная недостаточность индивидуального опыта и личного знания диктует ему необходимость обращаться не только к собственному профессиональному прошлому, но и к передовому опыту его коллег обобщенному на научной основе и отраженному в тех или иных типовых криминалистических моделях, используя его для поиска оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Круг данного рода информационных моделей весьма разнообразен. С рассматриваемой точки зрения полезными для следователя могут оказаться положения криминалистической теории поисково-познавательной деятельности, а также научная продукция, разрабатываемая в разделах о криминалистической технике и тактике. В этих источниках содержатся знания, дающие представление об общеметодических схемах расследования, отдельных следственных действий и их комплексов, методах, приемах, правилах работы с объектами технико-криминалистического и тактического воздействия. И все же эти знания не будут исчерпывающими и в полной мере адекватными потребностям следователя, если они не дополнены знаниями из области криминалистической методики расследования.

В силу специфики задач, решаемых в рамках других разделов криминалистики, такого рода особенности не учитываются при теоретическом, технико-криминалистическом и тактико-криминалистическом исследованиях. Общетеоретические положения, результаты исследований в криминалистической технике и тактике носят общий характер и рассчитаны на применение по всем уголовным делам.

Так проблема тактического обеспечения расследования предполагает разработку приемов и правил допроса, обыска, других следственных действий. По своему содержанию эти разработки имеют довольно высокий уровень общности, поскольку рассчитаны на применение в ходе расследования самых различных преступлений, независимо от групповой, видовой и внутривидовой специфики. Поэтому данные приемы и правила абстрагированы от множества деталей, всевозможных нюансов, характерных для следственных действий, которые производятся по той или иной категории дел, в той или иной ситуации. В то же время выявление, учет и использование своеобразия следственных действий, иных компонентов следственной работы по делам конкретных категорий – одна из важнейших отличительных черт научных разработок, нацеленных на создание методик расследования, одна из принципиальных, практически значимых черт такого рода научной продукции.