Свойства экономической информации

Наиболее существенными свойствами экономической информации являются:

· смысловое содержание;

· многообразие форм представления данных;

· большой объем данных;

· дискретность значений и структурирование данных;

· требования к качеству информации и др.

В свете идей семиотики (науке о знаках) понятие информации и ее свойств можно рассматривать в трех аспектах:

· синтаксическом;

· семантическом;

· прагматическом.

Синтаксический аспект связан с рассмотрением формы и среды представления информации: документ, машинный носитель, память компьютера, а также с оценкой объемов обрабатываемой и хранимой информации, установлением правил преобразования и выбором формата данных и т.п. Информация на синтаксическом уровне традиционно называется данными.

На семантическом уровне формируются структурные единицы информации – экономические показатели, проектируется структура базы данных (интегрированная совокупность взаимосвязанных данных), определяется содержание документов и схема документооборота. Семантический аспект требует понимания содержания информации.

 

Прагматический аспект информации связан с оценкой качества и полезности информации для принятия управленческих решений. Качество информации рассматривается на уровне экономического показателя. Он является совокупностью следующих свойств:

  1. Репрезентативность информации – методическая правильность формирования экономической информации; выделение наиболее существенных признаков и связей объектов, событий, явлений; измерение, выбор правильных алгоритмов формирования расчетных показателей.
  2. Достоверность и полнота. Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

  1. Содержательность информации – максимизация отношения количества полезных данных к их общему объему, т.е. максимизация меры устранения неопределенности.
  2. Ценность и актуальность. Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях.
  3. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может быть бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
  4. Необходимость и достаточность (комплектность) информации для принятия управленческого решения.
  5. Доступность и своевременность получения информации.
  6. Точность информации на уровне отдельных экономических показателей.

 


 

1.1.3. Информация в системе управления рассматривается как «ресурс управления», имеющий важное стратегическое значение. Информационные ресурсы в значительно степени являются взаимозаменяемыми по отношению к материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Организационная форма информационных ресурсов, объем информации, ее качество влияют на эффективность управления. В настоящее время наиболее широко распространены формы организационных ресурсов в виде:

· коллекции документов, карточек ручного заполнения и поиска;

· предметных баз данных на машинных носителях;

· интегрированных баз данных коллективного пользования с применением компьютерных сетей, включая Internet;

 

· баз знаний, обеспечивающих получение новой информации на основе системы правил вывода.

Для экономической информации характерны:

· большие объемы;

· многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

· многообразие ее источников и потребителей;

· значительный удельный вес логических операций при ее обработке.

Эти свойства экономической информации определяют научно-техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники и прежде всего компьютеров при ее сборе, накоплении, передаче и обработке, что в свою очередь требует умения определять структуру и объемы перерабатываемой информации.

Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на:

· реквизиты;

· показатели;

· документы.

Элементарными неделимыми единицами экономической информации являются реквизиты, выражающие определенные свойства объекта. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.). Реквизиты-основания дают количественную характеристику явлений, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.д.). Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты- основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются только в сочетании друг с другом.

Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Дайте определение понятию экономическая информация.

2. Перечислите классы информации по функциям управления.

3. Как классифицируется информация по уровням управления?

4. Дайте определение синтаксическому аспекту информации?

5. Что характеризует семантический аспект информации?

6. Что характеризует прагматический аспект информации?

7. Дайте определение понятию реквизит применительно к информации.

8. Дайте определение понятию показатель применительно к информации